04.10.2018 17:40
Кинократия

"Черный клановец": Ку-Клукс-Клан похож на обман

Ку-Клукс-Клан похож на обман
Текст:  Алексей Литовченко
"Черный клановец" - фильм, основанный на всамделишной истории черного копа Рона Сталлворта, который в 70-е внедрился в Ку-Клукс-Клан и немало повеселился. Не то чтобы его расследование к чему-то конкретному привело, кроме предотвращения нескольких ритуалов сожжения крестов, но сам факт как минимум забавен. И отлично подходит для оформления в смешную комедию.
Читать на сайте RG.RU

Но Спайк Ли, видимо, решил, что не время смеяться - война нынче. То есть не война, а Трамп, что еще хуже. Поэтому вместо комедии смастерил большущий красивый транспарант, написал на нем жирными буквами: "Трамп - расист" и собрал овации публики, для которой любая критика Трампа - что котику сметанка.

"Веном": могло быть лучше, но сойдет

Всамделишную историю Спайк Ли густо наводнил, скажем так, художественными преувеличениями. Так соратник Рона Сталлворта Чак, вместо него являвшийся на сходки Клана, тогда как сам Рон общался с гнусными шовинистами по телефону, превратился в еврея Флипа Циммермана. Именно в еврея - это важно для драматургии (на самом деле нет). А мелкая политическая организация, к тому моменту изрядно растерявшая былое влияние, превратилась в террористическую.

На самом деле эти достойные всяческого порицания люди были хоть и агрессивными дураками, но в основном безобидными, если судить по одноименной книжке, самим же Сталлвортом написанной. Жгли кресты, устраивали митинг, их предводитель Дэвид Дюк выступал по телевизору и безуспешно строил - до сих пор строит - политическую карьеру. Кто виноват в том, что Дюк и его вредные идеи пользовались некоторой популярностью, так это раскручивавшие его медиа. И угроза для общества исходила не столько от трех с половиной убогих в дурацких рясах, сколько от потенциальных столкновений с левацкими радикалами.

Но, как будто мало того, что описываемые ку-клукс-клановцы уже априори негодяи и ксенофобы, Спайк Ли приписывает им еще и теракт. Которого они в реальности не совершали. И от которого пытается спасти свою также вымышленную подругу героический Рон Сталлворт в исполнении сына Дензела Вашингтона. Причем мешают ему в последний момент как раз вовремя подоспевшие копы-расисты.

Понятно, что это не документальное кино, и потому формально любые фантазии тут допустимы. И что ради достижения благородной цели все средства годятся. А какая, кстати, цель-то? Ну, чтоб вы понимали, заканчивается фильм кадрами из Шарлоттсвилля и перевернутым звездно-полосатым флагом. Изображение плавно мрачнеет, уходя в ч/б. Наступает молчаливый катарсис. Каков образ, а? Бдыщ! - прямо в мозг: Трамп - расист. Такой же, как Дэвид Дюк, если вы вдруг этого не поняли раньше, когда последний сыпал цитатами из президентского микроблога.

"Кислота": что за молодежь пошла

Примечательно, что показывая кадры из "Рождения нации" - глядите, мол, какая чудовищная гадость, - Спайк Ли параллельно занимается тем же самым, за что фильм Дэвида Гриффита справедливо заклеймили расистским. Черные у него все белые (простите за каламбур, очень трудно удержаться) и пушистые няшки, а белые - сплошь недалекие реднеки. Но и этого мало.

Весь юмор, стильные референсы к жанру блэксплотейшн и другие положительные моменты, которые в фильме, справедливости ради, есть, захлебываются в топорной сатире и утомительном пафосе длинных монологов, сводящихся к лозунгам: негры страдали, негры страдают, ксенофобии вот этой вот не потерпим. Вроде кино посмотрел, а ощущение, как будто посетил сходку неравнодушной либеральной общественности в защиту всего либерально-хорошего против всего антилиберально-плохого.

2

Рецензии