04.10.2018 11:17
Культура

Критик Роман Должанский рассказал о перспективах региональной сцены

Театральный критик Роман Должанский - о культурных фейках, уместности обнажения в спектаклях и будущем провинциальной сцены
Текст:  Дмитрий Мальков
Российская газета - Неделя - Восточная Сибирь: №222 (7685)
Последние годы все чаще нестоличные театры оказываются в шорт-листах больших фестивалей и конкурсов. Провинциальных актеров и режиссеров отмечают "Золотой маской", они получают награды авторитетного жюри на конкурсах "Прорыв" и "Золотой софит". Есть ли место новаторским экспериментам в региональном театре, корреспондент "РГ" выяснял у арт-директора фестивалей "Территория", театрального критика Романа Должанского.
Читать на сайте RG.RU

Давайте сначала определимся, региональный театр сейчас - это что? Провинциальность определяется географическим положением или это культурный феномен?

Спектакль "Демагог" показали на фестивале "Александринский" в Петербурге

Роман Должанский: Региональный театр - понятие многослойное: тут и география, и культурная составляющая, и многое другое. Страна большая. Порой приезжаешь куда-то, и ощущение, что попал на 100 лет назад. Многое зависит от личности - приходит к руководству регионом человек, поддерживающий искусство, и оживает театральная жизнь, и наоборот. Сам по себе театр - институциональная вещь, которая воспитывается годами. Ведь традиции должны укорениться, а разрушается все - за несколько месяцев. В нашей стране театр базируется, к сожалению, не на институциях, а скорее на конкретных персоналиях, порой на подвижниках, а иногда зависит от воли тех, чье настроение и решения переменчивы - чиновников.
 Но есть места, где образуются настоящие месторождения искусства, и театра в частности. Взять хотя бы Красноярский край - здесь выделяется культура театра небольших городов. Зачастую в них театр порой вообще единственное место, где можно провести приличный досуг - там, где сухо, тепло и не дадут в морду. За последние годы многие из них претерпели серьезное развитие и уже звучат на федеральном уровне. Здесь есть Минусинский театр, которому давно не нужно давать фору, сравнивая со столичными. В последние годы о себе заявляет Лесосибирск - его представляют очень современные режиссеры и актеры, с которыми есть о чем поговорить и что обсудить. Совершенно уникальное явление - Мотыгино, самый маленький в России населенный пункт, в котором есть театр. Критики знают Шарыпово, регулярно представляющий интересные постановки. Да, пожалуй, сложно найти регион, в котором в столице работает сразу два известных драматических режиссера, Феодори и Рыбкин, как в Красноярске. Наверное, не каждый миллионник может похвастаться конкуренцией такого уровня. Здесь не нужно людям объяснять, что и зачем делает тот или иной театр. Публика в Красноярске подготовленная, даже избалованная хорошими постановками. Но стоит переместиться на несколько сотен километров, и мы попадаем туда, где есть большие традиции, а современному театру показать просто нечего.

 

Успешные и интересные региональные коллективы, о которых Вы говорите, они в мейнстриме с мировыми театральными столицами?

Роман Должанский: Сложно сказать. Даже в Москве все зависит от того, по какому адресу зайдешь. Актеры и режиссеры театра из Лесосибирска больше видели и знают о современном театре, чем многие столичные. Проблема большого числа московских театров в том, что они находятся в своей скорлупе. Им привозят интересные новаторские постановки, но они просто не ходят на них. При этом уверены, что являются носителями каких-то традиций, а приглядишься - там умерло все, традиций никаких нет, а они все продолжают чем-то гордиться.

Напротив, некоторые региональные театры вполне достойны представлять на фестивалях страну и показывать постановки в духе тенденций современного европейского театра. Но тут вмешивается вопрос недостатка информации о них и отсутствия средств для таких поездок. Так же как не актуально сейчас разделение на массовую и элитарную культуру, так и деления театров на столичные и региональные фактически нет. При современных возможностях и доступе к информации профессиональное сообщество довольно легко может следить за интересными театрами, постановками. География, удаленность, здесь помехой совсем не является.

Сейчас в регионах появилось много людей, которые мыслят самостоятельно, открыты новому. Они  уже многое знают. Когда фестиваль только начинался, собирали школу, и я мог четко определить по тому, как они были одеты, какие они выносили суждения, расстояние от Москвы, на котором они жили. Фактически делал это с точностью до 100 километров. Абсолютно ясно было, кто жители столицы, а кто приехал с Урала или Сибири, кто из региональных центров и небольшого города. Сейчас все иначе. С актерами из Лесосибирска мы часто лучше друг друга понимаем, чем с представителями многих московских театров, которые ничему не учатся и не интересуются происходящим вокруг. В регионах знают изобразительные средства современного искусства, изучают и пользуются ими.

Хорошо ли знают наших региональных "звезд" сцены за рубежом?

Роман Должанский: К сожалению, нет. Тут и финансовая составляющая - театры из провинции, как правило, не могут себе позволить выезжать на международные фестивали, даже если их приглашают. Вмешивается и политика: организаторы таких больших форумов страхуются и стараются не связывать себя с российскими институциями. Можно только пробиваться. Но, главное, пожалуй, в мире сейчас нет особой моды на русский театр. Именно возрождением такой моды, прежде всего, и нужно заниматься. Мы с коллегами со своей стороны стараемся это делать в том числе в рамках фестивалей "Территория".

Сокуров: Сделать театральный спектакль гораздо сложнее, чем снять кино

Готов ли провинциальный зритель воспринимать новаторский язык? Совсем не редкость, когда даже относительно подготовленная красноярская публика массово уходила с постановок просто потому, что актер на сцене снимал штаны.

Роман Должанский: Что ж, многие до сих считают недопустимым грехом, когда женщина ходит в брюках, а не в платье или юбке. Я, например, не люблю рыбалку и меня хватает буквально на пять минут, а дальше мне уже хочется уйти. Мы живем в разнообразном мире, и важно, чтобы у каждого была возможность реализовать свои интересы, если конечно они не мешают другим. Тут же все зависит от того, что видишь на сцене. Если в акте снимания штанов вам не видно ничего, кроме самого действия снимания штанов, - одно дело. А если автор хотел таким образом вызвать зрительский интерес или, напротив, отторжение, разбудить любопытство? Возможно, публика уже собиралась заснуть, а снимание штанов стало раздражающим фактором.

Искусство должно раздражать. В том, что половина зала ушла, нет ничего плохого, значит постановка зацепила, ведь вторая половина осталась. Когда люди все видели и уже ничему не удивляются, как часто бывает в Москве,  шедевр создать фактически невозможно. Ни возбудить людей, ни вызвать гнев, кругом пресыщенность. В регионах атмосфера свежее - здесь можно по-настоящему творить.

Региональный театр подходит для культурных экспериментов?

Роман Должанский: Знаете, если посмотреть на репертуар театров малых городов, замечаешь - они гораздо легче больших и маститых идут на эксперименты. Порой, совершенно безумные. Они постоянно в поиске, организуют лаборатории, студии, как следствие, порой получаются очень интересные и свежие вещи. Просто у них короче путь к зрителю, меньше условностей, финансовых барьеров. Публика здесь менее пресыщена и готова терпеливо воспринимать новации. Там нет такого, как в Москве, - "если через пять минут вы меня ничем не удивите, я ухожу". И это при том, что эксперимент стоит сейчас больших денег, поскольку связан с использованием большого количества мультимедиа, а технологии вещь дорогая, в региональных поле для них более благодатное. В столице невозможно сделать спектакль дешевле миллиона рублей. В небольших региональных театрах, где нет такого финансирования, спектакли порой умудряются сделать за несколько тысяч. Естественно, ставки не соразмерные.

Международный фестиваль в Кремле завершился постановкой "Чиполлино"

Вот и получается, что в небольших театрах идут на риск, решаются на эксперимент и часто выигрывают. Хотя, конечно, живут театры в регионах сложно и небогато. Отсюда, параллельно с фестивальными работами, спектакли порой непритязательные, но приносящие доход театру. Но именно они позволяют заработать какие-то средства, которые в том числе можно использовать и на эксперименты. Искусство руководства такими театрами -  всегда стараться формировать этот запас, а не растрачивать его на другие менее благородные нужды.

Вы - один из тех людей кто отбирает постановки региональных театров на конкурсах, в частности "Полюс. Золотой сезон". Много ли, по вашим ощущениям, среди них культурных фейков?

Роман Должанский: Действительно, некачественных вещей довольно много. Зачастую представляется исключительно развлекательный контент, притом не очень хорошего уровня. Особенно этим страдают коммерческие театры, которые в нашей стране, порой не заслуженно, ассоциируются с чем-то низкопробным с точки зрения искусства. Отдельная история - "авангардное притворство". И здесь много ерунды и псевдопоиска. Но в этом нет ничего не обычного, так во всех сферах нашей жизни. Важнее, что выбор есть. И с каждым годом его делать все сложнее. Интересных, умных постановок и интересных коллективов становится больше.

Ключевой вопрос

Кто сейчас, на Ваш взгляд, главный в современном театре - зритель, режиссер или, может быть, государство?

Роман Должанский: Каждый тянет одеяло в свою сторону. Конечно, зритель диктует репертуар театра, но ведь он же "зверь", которого можно "укрощать". Нельзя убегать в лес и отдавать ему все, что захочет на съедение. Иначе потерять можно все. Если дать волю, этот зверь сожрет все, даже самые маленькие, ростки прекрасного. Поэтому иногда нужно "щелкнуть плеткой" и найти среди публики союзников. Театры должны сражаться, особенно за правильных зрителей. Их нужно старательно искать, рекрутировать и воспитывать. Работа большая и тонкая, но по-другому невозможно. Зрителя нужно прикармливать и приманивать. И тут важно взаимодействовать с властью в нужном направлении. Театр - вещь затратная, его нужно отапливать, освещать, содержать. Без государства обеспечить это сложно. Поэтому важно взаимопонимание и готовность помогать в воспитании зрителя, а не в потакании его "инстинктам", как, к сожалению, часто бывает. Сами люди, как правило, приходят только на что-то неглубокое и простое.

Драматический театр Красноярский край Бурятия Забайкальский край Иркутская область Хакасия Тыва Восточная Сибирь