Последний раз великая Монтсеррат приезжала в Москву в июне 2018 года, уже отметив 85-летний юбилей. Тогда певица производила впечатление человека, безмерно уставшего, не могла ходить - на сцену Кремлевского дворца ее вывозили в кресле. И петь она тоже уже не могла. Но старалась много общаться с публикой и шутить. Казалось, синьора Кабалье знала, что приехала проститься с Россией...
Монтсеррат появилась на свет в крайне бедной семье рабочего химзавода и домработницы. Поэтому она уже с отрочества помогала родителям, сначала трудясь на ткацкой фабрике, затем в магазине и в швейной мастерской. И все это параллельно с получением образования и уроками музыки, французского и итальянского. Ради того, чтобы воплотить самую главную любовь своей жизни - к музыке.
Слава пришла к ней в одночасье: в 1965 году, когда пришлось срочно заменять заболевшую примадонну Мэрлин Хорн в партии Лукреции Борджии в концертной версии одноименной оперы Доницетти на сцене "Карнеги-холла". Публика устроила певице двадцатиминутную овацию...
Великолепная каталонка трудно шла к первому успеху. Как-то директор одного из оперных театров сказал Монтсеррат: "Езжайте, барышня, домой, вышивайте платочки и забудьте об опере...". Но получив заслуженное признание, она сделала за десятилетия своей карьеры для оперного искусства столько, что мало кто может сравниться с нею за всю 400-летнюю историю оперы - более сотни партий, около тысячи записей, оцененных несколькими наградами Grammy, и тысячи выступлений не только на лучших сценах мира.
Но безграничная популярность, когда Кабалье начали узнавать даже те, для кого "опера" - это полицейские, настигла в тот момент, когда певица отважно вышла за пределы классической музыки - исполнила вместе с лидером группы Queen Фредди Меркьюри знаменитую "Барселону". "Фредди был очень хорошим музыкантом. Он хорошо играл на фортепиано и был хорошим композитором. Я действительно была счастлива работать с ним. И еще он был замечательным человеком. Единственное, о чем я очень жалею, что мне все-таки не удалось уговорить его вместе со мной выйти на оперную сцену", - вспоминала в нашем разговоре Кабалье.
Слушая ее чарующе-виртуозное пение невероятной красоты, рождалось ощущение, что петь для нее столь же легко и естественно, как и говорить. Синьоре Сопрано, как называют Монтсеррат Кабалье у нее на родине, в последние годы жизнь будто мстила ей за всемирную славу и успех. И не только тяжелыми болезнями. Недавно, например, певица пережила домашний арест по обвинению за неуплату налогов. Но и это испытание она перенесла с гордо поднятой головой. В это время она много писала - музыку и картины. Но всегда говорила: "Очень сомневаюсь, что когда-нибудь я отважусь предъявить миру свои произведения. Их лучше никому не показывать, чтобы не осрамиться. Это лишь мое не слишком удачное, а потому тайное хобби".
Монтсеррат Кабалье любила бывать в России. Полушутя-полусерьезно говорила, что "тому есть личная причина - в Петербурге живут мои дальние родственники, оказавшиеся в СССР во времена диктатуры Франко, и мы встречаемся всякий раз, когда я приезжаю в Россию. А еще я всегда рада пообщаться со своими русскими коллегами".
В России Кабалье много выступала с концертами не только в столицах - Москве и Петербурге, но даже в городах Сибири. Чаще всего это происходило по приглашению Николая Баскова. Ей искренне нравилось пестовать и наставлять молодого тенора вопреки тому, что он считался enfant-terrible оперы. А на критику за это в свой адрес отвечала: "Мне интересно открывать новые певческие имена миру. Но я никогда не села бы на корабль, не будь я уверена, что он благополучно дойдет до порта назначения. Я много работала с Николаем в Барселоне и вижу, как он одержим оперой... Я верю в его успех, если он сможет по-настоящему раскрыть свой талант".
Но однажды Россия, еще в эпоху Советского Союза, подарила Монтсеррат Кабалье триумф, каких мало бывает даже в судьбе великих артистов. В 1974 году во время гастролей миланского театра La Scala Монтсеррат Кабалье исполнила в Москве "Норму" Беллини на сцене Большого театра. И это выступление было абсолютно совершенным, тут же ставшим легендой. Как и вся жизнь фантастической певицы.
Валерий Гергиев:
- Монтсеррат Кабалье - это золотая страница в истории оперного исполнительства конца 60-х, в 70-х, 80-х годах ХХ века. Я думаю, ее тогдашние выступления установили очень высокую планку, и она вписалась в очень небольшую элитную группу исполнителей, которые в рамках итальянского репертуара устанавливали стандарты качества. И она очень своевременно записывала многие партии - краеугольные, известные, важнейшие. И благодаря этим записям мы сохраним память о ней.
Николай Басков:
- Рано утром мне написала Монсэ, племянница Монтсеррат. Я смотрел на текст и ничего не мог понять. Я в шоке, не могу поверить в случившееся. Для меня это огромная личная, совершенно невосполнимая утрата. Такого человека, как она, больше не будет, это невероятный пласт моей жизни...
Оперная певица Монсеррат Кобалье