11 февраля 1992 года экипаж атомной субмарины ВМС США Baton Rouge, шпионившей за российским флотом в студеных водах Баренцева моря, ощутил сильный удар по корпусу. Балластная цистерна дала течь, на корабле сыграли аварийную тревогу.
Как выяснилось позже, в американскую подлодку врезалась российская ударная АПЛ "Кострома". Когда она вернулась в порт, в обшивке рубки нашли застрявшие куски американского гидролокатора. Во время маневрирования под водой сонары обоих кораблей были выключены и подлодки могли не заметить друг друга. По другой версии, экипаж "Костромы" пошел на таран намеренно, чтобы выпроводить чужака из территориальных вод РФ.
- Экипажи не пострадали, корабли вернулись в свои порты для ремонта, - пишет The National Interest о подробностях этой истории.
Baton Rouge после аварии была списана, "Кострому" отремонтировали за четыре месяца. После инициндента на ее рубке появилась окаймленная звездой цифра 1 - так во время Великой Отечественной войны советские подводники отмечали число своих побед.
Столкновение под водой стало поводом для одного из первых дипломатических разбирательств между РФ и США. Госсекретарь Соединенных Штатов Джеймс Бейкер лично заверил президента России Бориса Ельцина, что американские подлодки прекратят шпионаж в чужих водах. Однако его обещание было опровергнуто уже через год - новым столкновением подлодок у Кольского полуострова.