У главного исторического корпуса Казанского федерального университета непривычно грязно. Серое месиво, растянувшееся на всю улицу, контрастирует с белоснежной колоннадой. Так "загримировали" асфальтированную дорогу с разметкой. Понадобилось несколько грузовиков с землей. Грязь не только скрыла приметы XXI века, но и привнесла ощущение послереволюционной разрухи. Довершает картину телега, запряженная лошадью, а также "полуторка" и "эмка" напротив здания.
А в конце улицы у Национальной библиотеки РТ выросла баррикада. Там идет ожесточенный бой красноармейцев с белочехами. И красные явно близки к отступлению. Один из центральных персонажей романа чекист Иван Игнатов вместе с другом Бакиевым, отстреливаясь, отступают. От выстрелов закладывает уши. Сцену переснимают много раз. Эффектно умирает и вновь воскресает один из бойцов.
- Крови! Добавьте ему больше крови! - кричит режиссер Егор Анашкин, неудовлетворенный очередным дублем.
Тем временем за углом дожидаются своего эпизода артисты массовки: "трупы" юнкеров, вполне себе жизнерадостные, очаровательные горожанки, нищий, крестьянин и пара подмерзших гимназистов. Знакомлюсь с ними. Это первокурсники, студенты КФУ Айваз Гардиев и Виталий Ким. На съемки попали случайно.
- Мы пришли играть в футбол. А нам сказали: "Вы подходите". И вот мы оказались в прошлом веке, - смеется Айваз.
Пока мы беседуем, к ним подходит реквизитор и начинает "старить" какой-то пастой пуговицы с двуглавыми орлами на мундире - слишком блестят.
Многочисленных красноармейцев играют здесь в основном члены казанских клубов исторической реконструкции. Люди бывалые, "прошедшие" практически всей войны - от Куликовской битвы до Великой Отечественной. И обмундирование, и оружие у них свое, что для кинематографистов особенно удобно.
И вот наступает час истомившейся в ожидании массовки. Задача им предстоит непростая - кому-то пробегать дубль за дублем трехсотметровку по грязи, изображая испуганных горожан, а кому-то лежать "трупом" на холодной земле. Команда: "Мотор!" Застрекотал пулемет "Максим", припустили что есть мочи гимназисты, а следом мужик с корзиной яблок, барышня на каблучках, большой и неуклюжий крестьянин. Все они разные, но одинаково беззащитные, а потому трогательные.
На этом фоне разворачивается главная сцена. В кадр входит профессор Лейбе (Сергей Маковецкий). Невозмутимый, он идет, опираясь на трость, словно не замечая царящего вокруг хаоса, и наталкивается на свою пациентку. Доктор пытается помочь больной женщине, но ее убивает шальная пуля. Вольф Карлович растерянно смотрит на сползающее по колонне тело и теряет от потрясения рассудок. Этот эпизод - ключевой для понимания образа профессора, безусловно, одного из ярчайших персонажей в романе. И, похоже, Лейбе в исполнении Сергея Маковецкого будет хорош.