16.10.2018 19:44
Общество

Все глубины Марианской впадины рассмотрит беспилотник "Витязь-Д"

Все глубины Марианской впадины рассмотрит беспилотник "Витязь-Д"
Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Федеральный выпуск: №232 (7695)
Что мы знаем лучше: ближний космос, частью которого считаем свою планету, или океан, омывающий земную сушу? Вопрос, если задуматься, далеко не простой.
Читать на сайте RG.RU

На Луне, по отчетам NASA, оставили свои следы двенадцать человек. В июле будущего года исполнится ровно полвека, как туда первым ступил Нил Армстронг. А на Земле, в самой глубокой точке ее океана, побывало всего трое.

В январе 1960-го на дно Марианской впадины в батискафе "Триест" опустились швейцарский исследователь Жак Пикар и лейтенант американских ВМС Дон Уолш. И лишь полвека спустя, 26 марта 2012 года, их рекордное погружение смог повторить и превзойти на современном аппарате Deepsea Challenger голливудский режиссер Джеймс Кэмерон.

В силу известных причин мы уступили американцам лунную гонку с упором на пилотируемые полеты. И в пику конкурентам занялись развитием автоматических беспилотных программ. Появление на Селене в 1970-1973 годах двух советских луноходов стало для того времени достойным ответом. Сегодня, когда спор о методах освоения Луны и ближнего космоса лишь обострился, создатели океанской техники для больших глубин делают ставку на роботизированные системы.

Именно такой подход избрали в Центральном конструкторском бюро "Рубин". Нынешней весной "Российская газета" рассказала об их аванпроекте "Айсберг", который выполнен по заказу Фонда перспективных исследований ("Айсберг" и вокруг него". - "РГ", 25.03.2018).

В России испытают запускаемый внутри ракеты беспилотник

Речь, напомним, о создании не имеющих аналогов в мире роботизированных (беспилотных) подводных (в том числе подледных) нефтегазоразведочных, буровых и эксплуатационных комплексов, включая энергетические модули и транспортные платформы.

Как считает главный конструктор ЦКБ "Рубин", руководитель проекта "Айсберг" Евгений Торопов и его коллеги, исповедующие тот же подход, применение роботов для поиска и добычи углеводородов в Арктике даст России неоспоримые преимущества в сравнении с методами, которые практикуются сейчас. Ведь не секрет, что во многих районах, где обнаружены нефть или газ, их нельзя добывать с помощью буровых платформ: или глубины "зашкаливают", или нет возможности защитить устье скважины от движения айсбергов. Выход один - научиться работать подо льдом, у самого дна и при этом автономно.

Может ли Россия в обозримом будущем обрести такие компетенции - причем не вослед, а раньше других?

Аванпроект и конструкторские проработки, выполненные в "Рубине", дают основания для такой надежды. И по этой причине нашли отражение в Государственной программе "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2025 года".

Вслед за аванпроектом "Айсберг", устремленным в высокие широты Арктики, Фонд перспективных исследований и ЦКБ "Рубин" нашли еще одно важное направление для совместной деятельности - разработку технологий, материалов и создание на их основе новых роботизированных комплексов для исследования самых глубоких мест Мирового океана. С этой целью в "Рубине" создана новая лаборатория. В ее активе несколько уже реально действующих беспилотных подводных аппаратов.

На Военно-морском салоне, форумах "Армия" и других специализированных выставках демонстрировались их автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) "Клавесин" (способен работать на глубинах до 6 тысяч метров), "Юнона", "Амулет" и некоторые другие (к примеру, "Суррогат" - мишень-имитатор подводной лодки), пока не получившие широкой огласки.

Теперь ЦКБ "Рубин" приступило к созданию техники для сверхглубин - до 12 тысяч метров. И уже первый такой комплекс должен обеспечить решение задач в ранее недоступных районах Мирового океана. Название ему дали символическое - "Витязь-Д", в память о советском научно-исследовательском судне "Витязь", которому удалось в 1957 году определить максимальную глубину Марианского желоба - 11 022 метра. Сейчас НИС "Витязь" на вечной стоянке в Калининграде - как особый экспонат Музея Мирового океана.

А литера "Д" в названии создающегося роботизированного комплекса указывает на его функцию демонстратора. "Витязь-Д" - это три в одном: сам глубоководный спускаемый аппарат, донная станция связи и навигации, а также комплекты корабельного и вспомогательного оборудования. Аппарат сможет работать в автономном режиме и будет оснащен современными видео- и гидролокационными системами.

Иностранных участников в  проект не приглашали. Флаг на дне Марианской впадины будет российским

Другие важные детали и подробности раскрыл руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований Виктор Литвиненко. После того как на Восточном экономическом форуме был впервые открыто представлен их совместный с "Рубином" глубоководный проект "Витязь-Д", представитель ФПИ дал содержательное интервью РИА Новости. И на правах заказчика назвал своими именами то, что партнеры из питерского КБ публично озвучивать не решались.

- Мы впервые представляем всеобщему вниманию проект "Витязь-Д" - создание аппарата для покорения больших глубин, - подтвердил Литвиненко. - Возможность максимального погружения закладывается на 12 тысяч метров. Мы понимаем, что официальная глубина Марианской впадины несколько меньше, но там есть неисследованные области. Например, "пятно Челленджера", в которое пока никто не погружался, и какова там глубина, точно не известно. На такую глубину погружалось лишь несколько человек, а широкомасштабные исследования не проводила ни одна страна. Мы же хотим исследовать территорию вокруг места спуска аппарата в радиусе 150 километров...

И это, убеждены кураторы проекта из Фонда перспективных исследований, не какая-то отдаленная перспектива, а дело, реально осуществимое уже в будущем году. Сам аппарат, по словам Виктора Литвиненко, может быть собран в январе-феврале, а весной 2019-го должны начаться его заводские испытания в районе Кронштадта.

Академик РАН: Пусть мошенники знают, что наука за ними присматривает

- Первую отработку начнем на Черном море, - обрисовал Литвиненко ближайшие перспективы. - К лету-осени уйдем на испытания в Тихом океане, с работой в Марианской впадине осенью 2019 года...

Согласно общему замыслу в Марианский желоб погрузятся донная станция и сам маневрирующий аппарат. При таком тандеме существенно увеличиваются возможности по энергетике, а значит, и по передаче информации на обеспечивающее научное судно.

Ставятся задачи на картографирование дна, поиск и классификацию объектов, сбор гидрологических данных, их фото- и видеопривязку, отбор проб. При этом донная станция станет на время не только "глубоководной батарейкой", но и приемником-ретранслятором того, что будет видеть и передавать маневрирующий аппарат, снабженный для этого фото- и видеокамерами, а также специальной системой наружного освещения.

- Стремимся к тому, чтобы картинка поступала на поверхность в режиме on-line, - раскрыли в Фонде перспективных исследований еще одну задачу-максимум.

Иными словами, хотят устроить прямую трансляцию из Бездны - со всех уступов, поворотов и глубин Марианского желоба. И на этой без преувеличения запредельной глубине продемонстрировать работающие технологии и робототехнику, пригодные не только для научных целей и подводной геологоразведки, но и для добычи конкреций полезных ископаемых.

Иностранных участников, как выясняется, в проект не приглашали. "Мы проинформировали заинтересованные организации, куда и с чем идем. Этого достаточно, - дал понять Виктор Литвиненко. - Теперь ждем флаг России на дне Марианской впадины".

Досье "РГ"

Сколько всего скрыто водой

Более трех четвертей - 77 процентов -земной поверхности составляет Океан. Он же - основная часть ее гидросферы - 94,1 процента. То есть на озера, реки и пруды приходится менее шести процентов воды. Океан есть непрерывная, хотя и не сплошная оболочка Земли. С этой точки зрения материки и континенты, включая Евразию и Антарктиду, - всего лишь большие острова в Мировом океане. Континенты и большие архипелаги разделяют его на Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Тихий (такое деление принято в 1953 году Международным гидрогеологическим бюро).

Первые данные о максимальных глубинах Марианского желоба получены английским судном "Челленджер" в 1951 году - тогда была зафиксирована отметка 10 963 метра. По результатам измерений, проведенных в 1957 году советским научно-исследовательским судном "Витязь", предельная глубина достигала 11 035 метров. Глубочайшая точка получила название "отметка Челленджера" - она на 2187 метров дальше от поверхности океана, чем Эверест (8848 м) - НАД его уровнем.

Тем временем

Артур Чилингаров и Федор Конюхов, заядлые и по-своему харизматичные герои-путешественники, уже заявившие о своем о намерении погрузиться на дно Марианской впадины в 2020 году в глубоководном ОБИТАЕМОМ аппарате, о планах ФПИ и ЦКБ "Рубин" на 2019 год знают. И совсем не прочь, по нашим данным, воспользоваться научно-технологическим заделом, который создан и сейчас оттачивается в проекте "Витязь-Д". Чем в итоге дело обернется, мы обязательно проследим и расскажем.

Наука