"Вынужденный шаг, но не сделать его было нельзя", - то нравственное резюме, которым сопровождают событие церковные политики.
- Надеемся, что здравый разум восторжествует, что Константинопольский патриархат изменит свое отношение к существующей церковной реальности, - говорил журналисту на брифинге после Синода в Минске глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. - Но до тех пор, пока эти изменения не произошли, пока эти беззаконные и антиканоничные решения остаются в силе, мы не сможем находиться в общении с этой церковью, оказавшейся сегодня в расколе.
За захлопнувшейся дверью горит свет, напоминая о возможности восстановить диалог. Но...
Что такого сделал Константинополь, что Русской церкви пришлось "закрывать дверь"?
11 октября Синод Константинопольской церкви принял вызывающие для православного мира и по сути враждебные для Русской церкви решения. С киевских раскольников была снята анафема, которую наложила на них Русская православная церковь. А кроме того, было отменено решение Константинополя от 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.
Все это напоминает вторжение в чужую семью, когда в ваш дом приходит сосед и безапелляционно говорит: я прощаю вашему сыну вчерашнее участие в дикой драке, я так решил, ваши родительские воспитательные резоны не имеют значения. Не ювенальная комиссия даже - сосед.
Дальше может последовать только немая сцена. И меры по предотвращению вторжения в ваш дом. Потому что у Константинополя нет никаких юридических церковных прав на распоряжение жизнью других церквей, это всего лишь одна из Поместных православных церквей, "первая по чести", причем исторической.
"Немая сцена" усилилась и продлилась вердиктом об отмене решений 1686 года - история Церкви, полная страданий, гонений, сопротивления враждебной политике, вмиг превратилась в сценарий дурного детектива, наскоро написанный на коленке группой авторов.
Методичные одобрения, звучащие в адрес новых константинопольских решений из госдепартамента США, умеряют пыл стыдить себя за конспирологию: коллектив политических авторов придуманной Петром Порошенко "единой" украинской автокефалии легко расшифровывается.
- Наша церковь делает сейчас то, что она должна делать: демонстрирует категорическое неприятие решений Константинопольского патриархата, - говорит "РГ" заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, известный церковный аналитик Вахтанг Кипшидзе. - Во-первых, о снятии анафемы и возвращении в общение известного раскольника Филарета Денисенко. Это человек, который несет личную ответственность за страдания православных верующих канонической Украинской православной церкви.
Последние десять лет новости о рейдерском захвате храмов на Украине, об избиениях людей, их защищающих, переполняют топы Яндекса.
- И все это с молчаливого согласия или тайного благословения Денисенко, - говорит Вахтанг Кипшидзе. - И для нас немыслимая вещь - принять его в лоно канонической церкви, без его особого покаяния в сделанном и признания его в совершении низких и противоречащих даже здравому смыслу деяний.
Это "абсолютно законный" ответ, по словам Кипшидзе, на реабилитацию раскольника.
Что делать дальше, зависит от многих событий, в частности, от тех позиций, которые займут православные поместные церкви. Картина еще окончательно не сложилась. Но официальная позиция Русской церкви обозначена ясно: мы не приемлем вмешательства в жизнь православия на Украине и считаем ничтожным решение об отзыве Константинополем документов 1686 года, передающих Киевскую митрополию в Московский патриархат.
Реализация авантюристического с точки зрения канонов, традиций и правил церковной жизни "проекта украинской автокефалии", инициированной Петром Порошенко, во многом зависит от президентских выборов на Украине в 2019 году.
- Притязания Константинополя на Украину носят абсолютно политический характер, - говорит Вахтанг Кипшидзе. - И мы исходим из того, что все усилия украинских политических властей, направленные на создание в своей стране так называемой Единой православной церкви, - часть фейковой предвыборной президентской кампании, построенной на эксплуатации националистических чувств, слава Богу, присущих абсолютному меньшинству населения Украины. Но именно носители этих чувств и становятся жертвами развернувшейся националистической пропаганды. То, что делает украинская власть перед выборами, не решит никаких проблем, а только усугубит их и принесет страдания простым украинцам. Немногие из них находятся в националистическом угаре, но теми, кто ему подвержен, активно манипулируют украинские власти.
Пока история церковного разрыва качается на политических весах, обычные люди вынуждены по-другому планировать свои духовные маршруты. Ехать на Афон, который находится под юрисдикцией Константинополя? Ждать ли в этом году Благодатного огня, привозимого на Пасху из Иерусалима? Заходить ли в храм Константинопольского патриархата во время отдыха в Турции?
Можно ли ездить на Афон, и прибудет ли в Россию Благодатный огонь?
Церковные спикеры объясняют: Благодатный огонь в Россию прибудет, ездить на Афон можно.
- Афон прежде всего удел Пресвятой Богородицы и уж потом место чьей-то юрисдикции, - говорит известный миссионер, протоиерей Андрей Ткачев. - Так что Афон и его святыни как были, так и остались с нами. Это просто патриарх Варфоломей "взбрыкнул". И Афон, я думаю, еще отзовется на сделанное им и скажет свое слово, и юрисдикция не остановит правды.
Можно ли войти в храм, находящийся под юрисдикцией Константинополя?
По словам Андрея Ткачева, российскому туристу, оказавшемуся в Турции на отдыхе, можно войти в православный храм, находящийся под юрисдикцией Константинополя. Можно в нем и помолиться, и поклониться признанным православным святыням. "Не было решения об объявлении Константинопольской церкви безблагодатной, и патриарх Варфоломей пока не предан анафеме".
Можно ли в таком храме исповедоваться?
Андрей Ткачев: "Поскольку Московский патриархат решением Синода прервал евхаристическое общение с Константинополем, то исповедоваться и причащаться в его храмах верующим Русской православной церкви нельзя".
За нарушение этого правила последуют прещения - дисциплинарные наказания.