Власти Кубы позиционировали уход североамериканцев с части острова, оккупированной ими в 1903 году после окончания американо-испанской войны в качестве одного из основных условий нормализации отношений между двумя странами. Однако продвигавший эту идею президент США Барак Обама так и не смог заручиться поддержкой конгресса, где очень сильны позиции антикастровского лобби. Дональд Трамп, известный своей "особой любовью" к наследию Обамы, дал понять, что даже не будет обсуждать вопрос о закрытии американского анклава на Кубе. Более того, он говорил о том, что в Гуантанамо будут по-прежнему доставлять террористов со всего мира. В Вашингтоне, продолжая наплевательски относиться к нормам международного права, "по-хозяйски" заявляют о том, что американские военные будут находиться в Гуантанамо еще минимум четверть века. "Нам сказали, что мы будем находиться здесь (в Гуантанамо) 25 и более лет", - с армейской прямотой заявил адмирал Джон Ринг, командующий центром содержания под стражей подозреваемых в терроризме.
Тюрьма в Гуантанамо была открыта в 2002 году. Сюда везли боевиков, подозреваемых в причастности к терактам в США 11 сентября 2001 года, а также джихадистов, захваченных в плен во время американской интервенции в Афганистан. В первой половине 2000-х годов здесь находилось до 780 заключенных, в отношении которых проводились пытки со стороны ЦРУ. База в Гуантанамо стала символом политики двойных стандартов, проводимых США. Вашингтон на любых мировых площадках обвинял Кубу и Россию в ущемлении прав человека, находя для этого "мифические поводы", а сам содержал в нечеловеческих условиях до суда подозреваемых в терроризме: заключенных подвешивали к потолку, оставляли без сна несколько суток, практиковали потопление в воде, одному из них, для "усмирения", выкололи глаз.
Сейчас в центре осталось всего 40 заключенных в возрасте от 37 до 71 года. Самый известный из них - гражданин Йемена Али Хамза Ахмад аль-Бахлул, адъютант Усамы бен Ладена, который был приговорен к пожизненному заключению. В отношении семи человек больше 10 лет продолжаются судебные разбирательства. При этом последний заключенный переступил порог тюрьмы еще 10 лет назад. Новые подозреваемые в терроризме, несмотря на утверждения Трампа отправить в Гуантанамо "как можно больше плохих парней", здесь не появляются. При том, что американцы захватили в Сирии и Ираке достаточное количество боевиков ИГ (группировка запрещена в РФ).
При этом ни в какой другой стране мира нет такого огромного разрыва в пользу служащих тюрьмы перед заключенными. Штат тюрьмы в Гуантанамо раздут до 1800 человек: от охранников до сотрудников патрулей морского надзора, которые стерегут акваторию вдоль базы. Они по-прежнему размещаются в старых бараках начала ХХ века, которые не ремонтировались десятилетиями. Что тогда говорить об узниках тюрьмы? Работают здесь служащие по контракту, в среднем по девять месяцев, изнывая в смертной тоске, без семьи и каких-либо вариантов расслабиться. Выход за забор, на кубинскую территорию, им, по понятным причинам, запрещен. Годовой бюджет тюрьмы составляет 78 миллионов долларов США, но даже, несмотря на столь внушительную сумму, на базе по-прежнему не удается создать нормальные бытовые условия и облегчить жизнь заключенным и военнослужащим.