23.10.2018 17:52
Экономика

Депутаты предложили зачислять НДФЛ в бюджет по месту регистрации

Депутаты предложили зачислять налог на доходы физлиц по месту регистрации
Текст:  Надежда Толстоухова
Российская газета - Федеральный выпуск: №238 (7701)
Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления предложил перераспределить ряд налогов между бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образований. Эти инициативы содержатся в отзыве комитета на проект федерального бюджета.
Читать на сайте RG.RU

Депутаты предлагают зачислять поступления от налога на доходы физлиц (НДФЛ) в бюджет по месту жительства, а не по месту работы человека - сейчас крупные города априори находятся в более выгодном положении, чем их "спутники" из-за суточной трудовой миграции. НДФЛ - ключевой источник налоговых доходов муниципалитетов, по данным минфина, его доля в 2017 году составляла 62 процента.

Выпадающие доходы бюджетов крупных городов от изменения порядка уплаты НДФЛ предлагается компенсировать, передав местным бюджетам 1-1,5 процента ставки налога на прибыль организаций.

В-третьих, депутаты предлагают ввести помимо курортного и торгового сборов еще несколько, например, за добычу природного сырья, за право использования участков недр для строительства подземных объектов, за право размещения мусорных полигонов и другие.

Госдума продлила безналоговый перевод зарубежных активов в Россию

Кроме того, депутаты хотят сделать местным транспортный налог на автомобили физлиц с обязательным зачислением полученных денег в муниципальные дорожные фонды. Это позволило бы местным властям самостоятельно ремонтировать дороги, а не просить на это денег у субъекта. Почти половина дорог местного значения не отвечает нормативным требованиям, а 185 населенных пунктов с числом жителей больше тысячи человек связаны с "большой землей" только грунтовыми дорогами.

Еще авторы документа предлагают увеличить долю от платы за выбросы загрязняющих веществ, поступающую в местные бюджеты, с 55 до 80 процентов.

И, наконец, они настаивают на поэтапной отмене установленных на федеральном уровне льгот по местным налогам.

Львиная доля налоговых поступлений уходит в федеральный и региональный бюджеты, а в муниципалитетах остаются крохи. Так, по данным упомянутого комитета Госдумы, доля доходов региональных бюджетов в консолидированном бюджете субъектов в 2019 году составит 86,3 процента, или 8,8 триллиона рублей, в то время как на доходы муниципалитетов приходится всего 13,6 процента, или 1,4 триллиона рублей.

Муниципалитетам не хватает денег на первостепенные нужды, на ремонт дорог и освещение улиц. Система со скрипом, но работает, однако она позволяет городам решать только насущные проблемы, а о развитии говорить не приходится.

По данным Минфина, основная доля расходов местных бюджетов приходится на управление, образование, ЖКХ, культуру, СМИ, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт, межбюджетные трансферты и обслуживание муниципального долга. Инвестиции отнесены к графе "прочие расходы", на которую приходится лишь 12,4 процента трат. За счет перераспределенных средств, считают депутаты, можно сформировать "бюджеты развития территорий".

Госдума может ввести штрафы для самозанятых

"Из полутора миллиардов бюджета собственных доходов у нас только пятьсот миллионов, - рассказывает Роман Валов, глава городского округа Сухой Лог Свердловской области. - Иной раз иду к директорам промышленных предприятий, прошу о помощи. А они мне говорят: "Мы ведь уже заплатили налоги". И они правы, только мало что нам от этих налогов остается". К слову сказать, Сухой Лог - город с 33 тысячами жителей с неплохо развитой строительной отраслью - и выживает во многом благодаря благосклонности руководства крупных предприятий. Они "скидываются" на ремонт школ, детских садов, строительство дорог и обустройство зон отдыха. Но так везет не всем.

"У нас до сих пор многоквартирные дома стоят с выгребными ямами, а денег на то, чтобы построить централизованную систему водоснабжения и канализации не хватает, - поделился печалями с корреспондентом "РГ" мэр города-спутника Екатеринбурга Дмитрий Нисковских. - Если бы налоги хоть частично перераспределили, мы могли бы наконец закончить эту работу. Руководители местных предприятий хотят, чтобы их налоги шли на обустройство городской среды, в которой живут их работники, но пока ничего изменить мы не можем.

Между тем региональные чиновники настроены далеко не так положительно. К примеру, министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын считает, что перераспределение налога на прибыль только навредит муниципалитетам. "Если область отдаст часть налогов местным бюджетам, то богатые территории станут еще богаче, а бедные - беднее. Дело в том, что сейчас существует региональный фонд выравнивания бюджетной обеспеченности, который формируется в том числе за счет налога на прибыль. Эту финансовую помощь как раз и получают бедные территории. Если часть налогов отдать территориям, которые и так хорошо себя чувствуют благодаря работе крупных предприятий, то помощь остальным сократится", - считает Пшеницын.

Выпадающие доходы от изменения порядка уплаты НДФЛ могут быть компенсированы передачей местным бюджетам 1-1,5 процента ставки налога на прибыль

Эксперты также разошлись в своих оценках этой инициативы. К примеру, Людмила Дуканич, доктор экономических наук и профессор РАНХиГС, поддерживает инициативу комитета Госдумы.

"Это первые попытки децентрализации налоговой системы страны через установление регулируемых пропорций в законодательстве, и я отношусь к ним весьма положительно. Люди не должны страдать от географии населенного пункта, в котором живут. В любом случае эта инициатива позитивно скажется на финансовом положении муниципалитетов. Я думаю, что это перераспределение не ударит и по финансовой стабильности субъектов, ведь субъект - это и есть совокупность муниципальных образований", - прокомментировала она.

В свою очередь аналитик АКРА Илья Цыпкин считает, что нельзя просто отдать часть доходов субъекта муниципалитетам, поскольку это приведет к дестабилизации бюджетной системы. "Найти подход к каждому муниципалитету практически невозможно, а значит, где-нибудь обязательно возникнут новые проблемы", - говорит Цыпкин.

Налоги Госдума