Официально платные парковки заработали с 1 октября, но наказывать за нарушение новых правил начали лишь с 15-го. В первые дни водители, не освоившиеся с системой оплаты, вообще опасались выезжать в центр на личном авто. Многие же из тех, кто привык бросать машину в центре на весь день, ответили на действия властей хитростями и вандализмом.
Напомним, платные "карманы" для шести тысяч автомобилей на правах концессионера оборудовало на 59 улицах Воронежа белгородское ООО "Городские парковки". С 1 октября за час стоянки в этих местах в будни с 8.00 до 20.00 нужно отдавать 40 рублей (возможна поминутная тарификация), в перспективе стоимость будет разниться в зависимости от загрузки конкретной территориальной зоны. Оплату принимают через мобильное приложение компании-оператора, "Сбербанк Онлайн" или сайт vrnparking.ru. Деньги также можно внести эсэмэской со счета телефона и через паркомат, наличными через терминалы и кассы Сбербанка. Штраф для "забывчивых" - 1500 рублей.
Еще до запуска системы горожане украли с будущих платных парковок 170 знаков и сотню стоек для них, а четыре автомата для внесения денег попытались сломать. Когда же тестовый период закончился и стоящие у обочин машины начали фотографировать, экономные граждане пошли на всевозможные уловки. В соцсетях распространились агрессивные комментарии недовольных водителей и описания способов обмануть систему с помощью съемных рамок и бумажных листков на госномерах. Правда, от пеших инспекторов это вряд ли защитит, а за снятие регистрационных номеров сотрудники правоохранительных органов могут авто и эвакуировать.
Машины также стали ставить рядом с платными "карманами" - на газонах: в таких случаях штрафовать за нарушение правил парковки должны районные административные комиссии, но в Воронеже они пользуются этими полномочиями не слишком активно. "Бомбилы" пробуют другой способ избежать штрафа - перемещать свою машину с одной стороны улицы на другую раз в 15 минут (тогда штраф не начисляется).
Воронежцы объясняют, что пользуются личными авто вынужденно: жилье на окраине, где общественный транспорт ходит плохо, работа в центре, перехватывающих парковок нет, детей нужно возить из школ на кружки… Сторонники нововведения указывают, что из-за обилия автомобилистов образуются плотные заторы, в центре негде припарковаться. Активисты общественного объединения "Город и транспорт" постоянно разъясняют спорщикам, что маршруток из отдаленных районов потому и ходит мало, что спрос на них неочевиден. Люди предпочитают кататься с комфортом на личных машинах, тогда как нужно бы жаловаться в мэрию, требуя пустить на окраины нормальные автобусы.
В администрации Воронежа уточнили, какую выгоду население и бюджет получат от введения платы за парковку. Договор концессии с белгородской компанией рассчитан на десять лет. Расходы инвестора оценены в 115 миллионов рублей. В эту сумму вошла разработка проекта организации движения, покупка стационарных, автомобильных и портативных устройств для фотофиксации, паркоматов и дорожных знаков, создание портала и мобильного приложения, а также обслуживание всей системы.
"На период окупаемости проекта (то есть в первые пять-шесть лет) в бюджет Воронежа будет поступать четверть суммы сборов за размещение автомобилей на платных парковках. После - 40 процентов. По истечении концессионного соглашения (с 2028 года) - все сто, - подчеркнули в мэрии. - В бюджет городского округа будут также поступать все доходы от административных штрафов. Деньги будут расходоваться согласно принятым сметам, в том числе на развитие пешеходной и транспортной инфраструктур и общественного транспорта".
Вице-мэр Сергей Петрин добавил, что главная задача введения платы - упорядочить движение и повысить оборачиваемость машино-мест. Ранее парковками на шесть тысяч авто в центре Воронежа за сутки пользовалось до семи тысяч водителей. Остальные бросали машины в неположенных местах - на газонах, тротуарах, "зебрах" или на проезжей части во втором ряду. В перспективе на тех же участках в сутки сможет платно, но на короткий период парковаться 60, а то и до ста тысяч авто. Уйдет и "блуждающий" трафик - машины, которые курсируют по центру в поисках свободного места для стоянки. Этот эффект воронежцы уже заметили и оценили.
- В связи с постоянным ростом уровня автомобилизации считается дикостью хранить автомобиль на улично-дорожной сети, - взывают в мэрии к самосознанию воронежцев. - По мнению автомобилистов, самое простое решение - разом построить несколько тысяч парковочных мест. Но, во-первых, именно в центре это возможно далеко не везде из-за исторической застройки. Во-вторых, в перспективе это приведет к увеличениюколичества машин, и дефицит мест усилится. В-третьих, если их построят - они тоже не будут бесплатными. Люди, ежедневно использующие автомобиль для поездок на работу или учебу, думают, что личный транспорт используют все. На самом деле таких не более трети. Воронеж - один из последних городов-миллионников, в котором нет платной парковки (в то же время имеющий наибольшее из всех количество автомобилей на тысячу жителей - около 400). Платные парковки уже действуют в менее крупных Белгороде, Курске, Калуге, Туле, Рязани и Твери.
За десять дней октября воронежское подразделение "Городских парковок" приняло более пяти тысяч платежей на 177,4 тысячи рублей, продало несколько десятков суточных и месячных абонементов и один годовой. Мобильным приложением пользуется 20 тысяч человек - такой способ оплаты удобнее всего, так как предусматривает поминутную тарификацию.
Между тем
По данным мэрии, против ограничений выступают в основном те, на кого они и направлены, то есть сотрудники организаций, которые паркуют свои машины рядом с работой на 8-10 часов. Чтобы ограничить стоянку таких гостей во дворах, жителям центра рекомендовано установить шлагбаумы. Вопрос о материальной помощи из бюджета пока не решен. Не решена и проблема с перехватывающими парковками - ставить машины перед въездом в центр попросту негде. Общественный транспорт полноценной альтернативой пока не стал. В часы пик на популярных маршрутах он набит битком. Власти Воронежа поспешили отрапортовать, что количество коммерческих автобусов на этих направлениях увеличат, а возможно - и купят дополнительную технику для муниципального перевозчика. Активисты "Города и транспорта" возразили, что принятое решение лишь узаконивает "фактический перевыпуск" подвижного состава.