23.10.2018 16:47
Экономика

Грузовой паром поможет ускорить строительство трассы "Таврида"

Грузовой паром поможет ускорить строительство трассы "Таврида"
Текст:  Владимир Леонов (Краснодарский край - Республика Крым)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №237 (7700)
До ввода в эксплуатацию Крымского моста грузовики всех "калибров" пересекали Керченский пролив только на паромах. Теперь же тысячи многотонных автопоездов ежедневно своим ходом отправляются на полуостров и идут обратно. Тем не менее морская переправа продолжает действовать, несмотря на многократное сокращение объемов перевозок: паромы пока незаменимы для транспортировки негабаритных грузов, топлива, некоторых видов сырья и строительных материалов.
Читать на сайте RG.RU

Именно острая потребность в последних в ходе строительства трассы федерального уровня Керчь - Симферополь - Севастополь ("Таврида") заставила оператора одного из таких плавсредств разработать оригинальную схему доставки щебня, гравия и песка. И ее эффективность можно увеличить в несколько раз.

По мосту или по морю?

Как сообщают СМИ, первая очередь крымской трассы "Таврида" готова на 65 процентов, и это, конечно, радует. Но без проблем не обходится. На полуострове нет гранитного щебня, необходимого для верхнего слоя дороги, поэтому его приходится завозить.

В ситуации, когда грузовикам открыт доступ на Крымский мост, вопросов с подвозом к месту строительства новой дороги всех необходимых материалов, казалось, не должно быть. Однако не все так просто. На территории России существуют весовые ограничения для грузовых автомобилей. Если речь идет, например, о седельном тягаче с двумя спаренными задними осями или трехосном полуприцепе типа еврофуры, то полный вес данного автопоезда не должен превышать 38 тонн.

В Москве появятся автобусы-амфибии

Таким образом, для оперативного обеспечения строящейся "Тавриды" тем же щебнем нужно немалое количество большегрузов (с соответствующими расходами на горюче-смазочные материалы, зарплату водителей и многое другое). При этом необходимо наладить систему погрузки-разгрузки, что также требует немалых затрат. Кроме того, как следует из информации минтранса РФ, "грузовой автомобиль с нагрузкой на одиночную ось 10 тонн воздействует на дорожное полотно примерно как 60 тысяч легковых автомобилей".

Так что поиск оптимального решения в данной ситуации весьма актуален. А существует ли вообще такой вариант доставки необходимых для строительства "Тавриды" грузов, который обеспечит достаточные объемы при меньших затратах и сделает негативное влияние большегрузов на дорожное полотно минимальным?

- Существует, - убежден гендиректор новороссийской компании "НовоИнтерТранс" Руслан Халилов. - Это более интенсивное использование регулярной грузовой паромной линии Порт Кавказ - Порт Керчь. Здесь мы для перевозки грузового автотранспорта задействовали грузопассажирский паром "Борис Штоколов" вместимостью 40 еврофур. Он делает в сутки от трех до четырех кругорейсов, но может выполнять и пять.

Если бы не простои...

С Русланом Халиловым мы беседуем на причале, у которого стоит паром "Борис Штоколов" с открытой аппарелью. Судно приняло пустые фуры и ждет команды фрахтователя, чтобы сняться на погрузку в порт Кавказ.

- По новому мосту такие грузовики не ходят. Во-первых, после загрузки в порту Кавказ им пришлось бы для этого делать крюк в 60 километров. Во-вторых, машины все многоосные, нагрузка на ось 15 тонн, то есть при четырех осях вес составит 60 тонн, что не вписывается в ограничения для проезда по федеральным дорогам.

Наша логистическая схема продумана до мелочей. В порту Кавказ у нас есть накопительная площадка, куда груз доставляется железнодорожными вагонами. Погрузчики засыпают его в фуры, которые, проехав всего 50-60 метров, попадают на борт судна "Борис Штоколов". В Керчи они выезжают с палубы парома, разгружаются на площадке, расположенной неподалеку, и вновь возвращаются на паром. Вся эта процедура занимает до пяти часов. С керченской площадки груз уже развозится на стройплощадки компании "ВАД" из Санкт-Петербурга, которая прокладывает трассу "Таврида".

Таким образом, мы экономим и время, и средства заказчика и обеспечиваем надежное снабжение материалами вне зависимости от погоды. Подчеркну, что паром "Борис Штоколов" - судно ледового класса, что позволяет осуществлять такие перевозки и в зимний сезон. Оно имеет ледовый пояс и усиленный корпус для повышения грузоподъемности на 200 тонн, что позволило увеличить дедвейт с 1716 до 1916 тонн.

- Какова пропускная способность этой схемы?

Мурманский транспортный узел построят за счет концессии

- При пяти круговых рейсах в сутки объем перевозок может достичь 8,5-9 тысяч тонн. Но железная дорога, ведущая к станции Порт Кавказ, сегодня буквально забита составами с разнообразными грузами. А летом ситуация усугублялась еще и множеством пассажирских рейсов. Поэтому ритмичность поставок заявленных нами объемов на причал порта Кавказ оставляет желать лучшего.

Вот сейчас почему стоим? Вагоны со щебнем еще не пришли, ждем с четырех часов утра, когда они появятся. Соответственно, фуры не задействованы, поскольку нет смысла везти их через пролив. Не решен вопрос своевременной подачи груженых вагонов в порт Кавказ для отгрузки на паром. Поэтому с трудом набираем в сутки 2-2,5 рейса.

За один рейс привозим 1200-1300 тонн, легко подсчитать, сколько получилось бы за пять ходок. Увы, равномерность подачи груженых вагонов от нас не зависит, и бывает, что месячный объем грузов, подтвержденный Российскими железными дорогами (РЖД), подается в объеме двух-трех декадных отгрузок единовременно, причем в конце месяца. Это, естественно, сильно осложняет нашу работу и приводит к огромным потерям из-за простоев.

Обращались, конечно, в министерство транспорта РФ, РЖД. Выделялись дополнительные тепловозы, так как часть локомотивного парка находится на ремонте, но радикальных позитивных изменений пока нет.

Помехи в работе возникли месяца четыре назад. До Нового года были единичные случаи, когда фрахтователь - строительная компания, которая отвечает за ритмичность поставок - просил подождать несколько часов, пока вагоны подойдут. А сейчас простои длятся сутками. И все это будет продолжаться до конца 2019 года, когда завершится строительство железнодорожного моста через пролив. Но и сейчас, наладив перевозки, мы способны обеспечить доставку необходимых материалов для строительства трассы в соответствии с графиком - сделать своеобразное крещендо в этом процессе, если прибегнуть к музыкальной терминологии. Не зря же наш паром носит имя выдающегося оперного певца.

Ветрам наперекор

Поднимаемся на верхнюю палубу - главный пост управления судном. У Игоря Гребенщикова, капитана парома "Борис Штоколов", стаж в командной должности более 40 лет. К нему вопрос: насколько влияет погодный фактор на эффективность работы судна? В Керченском проливе в месяц не меньше десяти дней ветры ведут себя совершенно непредсказуемо.

- Да, ветровые нагрузки могут существенно осложнить нам переход через пролив и швартовку, но экипаж все зависящее от него делает очень оперативно и квалифицированно, - говорит капитан. - Безлоцманские проводки отработаны при различных направлениях ветров и течений. В случае особо неблагоприятных погодных условий для безопасной швартовки прибегаем к помощи портовых буксиров - одного или двух. Правда, заказ буксира обходится недешево, а простой судна из-за неподачи груза ведет и к простою буксира, что влетает в копеечку. Бывает, что и портовые службы вольно или невольно тормозят нашу работу, но это вопросы решаемые, а потери времени в данном случае некритичны.

Супервездеход Арктики будут строить на верфи в Приморье

- С мая 2017 года "Борис Штоколов" перевез свыше 1,5 миллиона тонн грузов, - подытожил наш разговор на судне Руслан Халилов. - Какие еще нужны аргументы в пользу использования парома для снабжения строительства федеральной дороги? Эти суда, особенно с аппарелью, порой незаменимы. Они возят и негабаритные грузы, которые доставлять иным способом проблематично. Конечно, и без "Штоколова" обойтись можно, нерешаемых вопросов нет. Но стоимость перевозок и, соответственно, строительства трассы вырастет в несколько раз. А с учетом того, что практически все дороги Крыма намечено реконструировать, наш вариант, безусловно, оптимален. Если, конечно, организовать процесс поступления грузов должным образом. Вот пример из нашего опыта участия в создании и эксплуатации паромного сообщения между портами Новороссийска и Сочи. Тогда возникла угроза срыва сроков строительства олимпийской инфраструктуры из-за разрушения в результате оползней автодороги в районе Джубги. Вопрос, естественно, был под контролем правительства РФ, и эти перевозки получили особый статус, в результате чего удалось успешно справиться со всеми задачами.

С учетом значения автодороги "Таврида" для Крыма в частности и страны в целом этой стройке также можно присвоить "литерный" статус. Это позволит если не исключить полностью, то значительно сократить простои.

Справка

"Борис Штоколов" - пассажирское судно / ро-ро (Passenger / Ro-Ro Ship). Год постройки - 2008. Размер - 72 на 16 метров. Осадка - 3,45 метра. Дедвейт (Deadweight, DWT) - 1916 тонн.

Водный транспорт Краснодарский край Республика Крым Кубань. Северный Кавказ Крым