Более того, к 2020 году уровень заболеваемости РШМ составит всего 6 случаев на 100 000 женщин, а к 2028 году - не более 4 случаев. Вот такая амбициозная информация. Что за ней? Как такое удалось? Ведь сегодня рак шейки матки каждый год уносит жизнь более 310 000 женщин. И при этом такой оптимистический прогноз. На чем он основан?
Рассказывает руководитель Союза педиатров России, президент Европейской педиатрической ассоциации, академик Лейла Намазова-Баранова:
- 3 октября 2018 года. Далекий Зеленый континент - Австралия. Знаменитый Сиднейский театр. На главной сцене идет мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера "Эвита". Зрительный зал полон. Сложный клубок эмоций от закрученного сюжета, линии жизни знаменитой госпожи Перон, ее любви к мужу и народу, желания поддержать супруга, облегчить жизнь согражданам. Хит всех времен и народов, и бросающий в слезы финал... Страдания и смерть такой красивой молодой женщины и политика. Трагедией, оборвавшей жизнь знаменитой Марии Эвы Дуарте де Перон в возрасте 33 лет, был рак шейки матки...
По стечению обстоятельств в это же самое время недалеко от Сиднейского оперного театра в большом выставочном центре шло открытие 32-й Международной конференции, посвященной папиллома-вирусной инфекции. Как известно, именно особо агрессивные, так называемые высокоонкогенные типы вируса папилломы человека вызывают различные виды раков аногенитальной области, головы и шеи. Чаще всего среди них возникает рак шейки матки. Церемония торжественного открытия конференции поразила воображение нас, участников, которых собралось более 4000 из 80 стран мира. Но ни танцы аборигенов, ни другие художественные изыски представителей коренных народов Австралии не могли сравниться по силе воздействия с тем эффектом, который имели слова, произнесенные министром здравоохранения Австралии Грегом Хантом о том, что всего через два года Австралия станет первой в мире (!) страной, освободившейся от рака шейки матки.
Позволю небольшое отступление. Идея вирусной природы раков была впервые сформулирована советским вирусологом Львом Зильбером (кстати, старшим братом писателя Вениамина Каверина. - Л.Б.) в далеком 1943 году. Находясь в "местах не столь отдаленных", он провел серию экспериментов на крысах, выменянных у зеков на махорку, и подтвердил свою гипотезу о вирусном механизме возникновения онкологических болезней. Позже он смог передать супруге два листа папиросной бумаги, на которых эти свои мысли и изложил микроскопическим шрифтом. Сумев собрать подписи знаменитых коллег-медиков, включая главного хирурга Красной Армии Николая Бурденко, жена - врач-микробиолог - добилась досрочного освобождения мужа. Но по понятным причинам, доказать позже "приоритет открытия", как теперь говорят, не представлялось возможным, так как это не было официально опубликованной статьей, описывающей тщательно проведенный эксперимент. А через 65 лет Нобелевская премия по медицине была присуждена немецкому профессору Харалду цур Хаузену (которую он разделил с Люком Монтанье и Франсуазой Барре-Синусси) за открытие роли папилломавирусов в развитии рака шейки матки!
К этому времени на Зеленом континенте всех девочек 12-13 лет уже больше года прививали новой 4-валентной вакциной, защищающей от 4 типов папилломавируса, которые вызывают не только рак шейки матки, но и другие поражения аногенитальной области онкологической природы, а также рта и глотки, как у женщин, так и у мужчин. В 2013 году в программу решено было включить вакцинацию и мальчиков того же возраста. Потому как было очевидно: этой самой распространенной инфекцией, передающейся половым путем, женщин вообще-то заражают мужчины. И чтобы прервать цепочку распространения инфекции, надо проводить так называемую гендерно-независимую иммунизацию детей подросткового возраста обоих полов до начала их взрослой (сексуальной) жизни. Конечно, заявление министра здравоохранения (и, кстати, старения. Так полностью называется министерство) имеет научное обоснование. Согласно исследованию, опубликованному Советом по борьбе с раком, всего через 10 лет - к 2028 году рак шейки матки будет настолько малораспространенным в Австралии, что перестанет быть серьезной проблемой здравоохранения страны. А к 2020 году уровень заболеваемости им составит всего 6 случаев на 100 000 женщин. А к 2028 году - не более 4 случаев на 100 000 женщин. Такой прогноз обусловлен двумя фактами. Во-первых, результатами внедрения более 10 лет назад в Национальную программу вакцинации школьников против вируса папилломы человека. Во-вторых, запущенной в 1991 году массовой программой вторичной профилактики - обязательных ежегодных цитологических скринингов, призванных как можно раньше выявить болезнь у тех, у кого первичная вакцинация, из-за отсутствия вакцины, не была проведена.
Австралийцы сделали все очень грамотно. Вначале, в 2007 году, правительство инициировало программу бесплатной вакцинации девочек-подростков в возрасте от 12 до 13 лет. В 2013 году к программе подключили мальчиков того же возраста. Девочки и мальчики за пределами данной возрастной группы, но еще не достигшие возраста девятнадцати лет, также получили право на получение двух бесплатных доз вакцины. Иммунизационные программы были хорошо организованы (на базе школ) и позволили достичь высокого охвата целевых групп. Результат превзошел самые смелые ожидания! Всего за 10 лет реализации программы уровень инфицированности ВПЧ среди австралийских женщин в возрасте от 18 до 24 лет снизился в 22 раза (!) - с 22,7% до 1,5%. Заболеваемость раком шейки матки снизилась примерно на 50%. При сохранении существующей практики и тенденций в Австралии к 2066 году будет менее одного случая такого рака на 100 000 женщин.
А что же в нашем Отечестве? В России каждый день от рака шейки матки, только по официальным данным, умирает 17 женщин, то есть более шести тысяч в год... Самое страшное: для молодых женщин (в возрасте 30-39 лет) этот рак - основная причина смертности от злокачественных новообразований! Причем именно у этой категории молодых больных рак протекает очень скоротечно, быстро прогрессирует до фатального исхода. Ужасный факт, но у 70% девушек и молодых женщин в возрасте до 25 лет рак шейки матки диагностируется лишь на самых поздних стадиях (III и IV), когда их трудно спасти, не говоря уже о сохранении детородной функции. И если мы хотим исправить ситуацию, спасти молодых женщин для страны, дать им возможность реализовать себя в роли мамы, решить демографическую проблему, наконец, мы не можем оставаться в стороне от прогресса, доступного в других странах мира! Сегодня вакцинация против папиллома-вирусной инфекции проводится более чем в 130 странах. В 86 государствах она делается массово (входит в национальные программы иммунизации). В 20 из них реализуются гендерно-нейтральные программы. К сожалению, в нашей стране вакцинация против папиллома-вирусной инфекции в Национальный календарь до сих пор не включена, несмотря на то, что рекомендована ВОЗ для "рутинного применения" несколько лет назад. А в народе по-прежнему "гуляют" глупые мифы о том, что эта вакцинация "на что-то там плохо действует"... А те, кто распространяет подобное, лишают российских людей счастливого и здорового будущего без страшных онкологических болезней.
Да, с 2007 года в России реализовано около 30 региональных программ вакцинации против вируса папилломы человека, которые демонстрируют свою эффективность в основном на индивидуальном уровне. Но это - капля в море! Для максимального эффекта необходимо внедрение массовой вакцинации девочек и мальчиков на национальном уровне. По прогнозам, в 2019 году более 7 тысяч россиянок погибнут из-за рака шейки матки. И, если мы не хотим этого, начинать действовать нужно немедленно.
Как повествуется во многих книгах, посвященных жизни знаменитой Эвиты, 26 июля 1952 года стал самым горестным и черным днем в истории Аргентины. Страна погрузилась в пучину рыданий после знаменитой фразы из радиоселектора: "Первая леди ушла в бессмертие".
И это немудрено: всего за 7 лет Эвита смогла помочь многим. 2,5 тысячи семей, не имевших возможности построить или купить жилье, получили его в подарок от государства. 3,5 тысячи талантливых молодых людей смогли получить образование в университетах. Сотни бедняков были спасены в больницах и приютах. Тысячи детей посещали детские сады и получали образование в школах, построенных на деньги "Фонда Эвы Перон".
За короткий срок жена президента смогла помочь многим, но не успела ничего сделать для того, чтобы спасти себя. А так хочется верить, что если бы эти деньги были направлены на разработку и внедрение профилактических средств для предотвращения рака… Возможно, и Эве Перон удалось бы избежать болезни, дожить до глубокой старости, успеть еще многое сделать для страны. Если бы Эвиту вовремя привили против папиллома-вирусной инфекции… Но, увы! Тогда это было невозможно, и Эву Перон не вернуть. Изменилось время. И ныне не дать заболеть российским девочкам можно, и это обязательно нужно сделать как можно раньше!