Долгое время советские разработки 80-х гг. в области танкостроения были тайной за семью печатями. И только в настоящее время мы начинаем узнавать, какие удивительные боевые машины могли бы поступить на вооружение.
Например, на сайте btvt.info впервые подробно рассказывается о необычном и во многом противоречивом Объекте 490. Создававшийся в Харькове "танк XXI века" имел необычную компоновку - он должен был двигаться на четырех гусеницах. Это, по замыслу конструкторов, существенно повышало живучесть, так как потеря одной из гусениц, например, из-за подрыва на мине, не лишала бронемашину подвижности. Гидропневматическая подвеска могла управляться.
Высокие скоростные характеристики (до 75 км/ч) обеспечивала силовая установка, состоящая из двух двигателей общей мощностью до 2000 л.с. Причем машина могла двигаться с одинаковой скоростью как вперед, так и назад.
Мощная 152-мм пушка находилась в необитаемой башне. При максимальном угле подъема орудие использовалось при преодолении водных преград как воздухопитающая труба.
Автомат заряжания был рассчитан на 32 снаряда. Для уменьшения последствий взрыва боекомплекта предусматривались вышибные панели.
Живучесть Объекта 490 была беспрецедентной даже по современным меркам. Например, от бронебойных подкалиберных снарядов обеспечивалась защита, равная двум метрам обычной брони, а от кумулятивных боеприпасов - до четырех с половиной метров.
Крыша могла выдерживать попадание средств поражения с пробиваемостью до 600 мм.
Предусматривалась также установка комплекса активной защиты.
Экипаж из двух человек должен был находиться в корме машины, в хорошо защищенной бронекапсуле, в его распоряжении были новейшие на то время прицелы, в том числе тепловизор.
На крыше монтировался 30-мм автоматический гранатомет и два 7,62 мм пулемета.
Военные эксперты оценивают данную разработку как настоящий шедевр военной мысли. В то же время они сомневаются, что этот танк когда-либо мог быть принят на вооружение. Он был бы очень дорогим и чрезвычайно сложным в эксплуатации. Чего только стоило бы обслуживание двух двигателей и коробок передач, находящихся практически под башней. То же самое касается и автоматизированной системы заряжания. Учитывая, как мучительно порой доводились до ума более простые предшественники Объекта 490, военные вряд ли захотели бы долго с ним возиться.