Использование автомата заряжания позволяет уменьшить численность экипажа до трех человек и усилить бронирование за счет сокращения внутреннего объема. И все же у размещения боеприпасов в корпусе и в карусельном автомате заряжания имеет свои недостатки - в случае попадания в танк существует риск детонации боекомплекта, в результате чего гибнет как экипаж, так и сама машина.
Существуют также изолированные автоматы заряжания, которые, казалось бы, объединяют преимущества обеих концепций. Они используются во французском танке Leclerc, корейском K-2 Black Panther, японских Тип 90 и Тип 10.
Боекомплект Leclerc составляет 40 выстрелов, 22 из которых находятся в автомате заряжания, а еще 18 - в барабанной боеукладке в отделении управления. Отсек пушки и АЗ отделен от рабочих мест командира и наводчика, что повышает безопасность и живучесть. Снаряды подаются через небольшое "окно", которое открывается всего на несколько секунд в момент заряжания. При этом сама кассета АЗ, в которой хранятся выстрелы, окружена вышибными панелями. У корейской "Черной пантеры" и перечисленных выше японских танков конструкция АЗ в целом схожа с французской.
Советские конструкторы тоже экспериментировали с подобными автоматами заряжания. Они разработали гибридную схему, при которой невзрывоопасные снаряды размещались в карусели, в то время как заряды хранились в отдельном отсеке с вышибными панелями. Преимущество данного варианта заключается в том, что он позволяет уменьшит размер башни.
Дело в том, что кормовой отсек для хранения боеприпасов является уязвимым местом и ограничивает безопасные углы маневра башни - и это существенный недостаток такой схемы.
В российской "Армате" реализован иной подход. В ней используется карусельный автомат заряжания, однако он полностью отделен от экипажа, который размещается в бронекапсуле. Это позволяет повысить безопасность личного состава, в то же время сохранив относительно небольшую башню без уязвимого отсека для боеприпасов.
Автоматическое заряжание не очень популярно на Западе. Дело в том, что такая схема противоречит самой концепции немецких и американских танков. Обе машины рассчитаны на экипаж из четырех человек, в котором четвертый человек - это заряжающий. Считается, что наличие "лишнего" танкиста облегчает техническое обслуживание и ремонт в полевых условиях. Кроме того, по своей эффективности заряжающие, как правило, не отстают от АЗ (хотя это во многом зависит от условий стрельбы - примечание "РГ").
Калибр танковых пушек со временем может увеличиться, и тогда заряжающие начнут отставать от автоматических систем. В таком случае нам предстоит увидеть новые версии Abrams и Leopard 2 с автоматами заряжания.