14.11.2018 20:02
Культура

Министр культуры Италии рассказал о перспективах отношений РФ-Италия

Министр культуры Италии Альберто Бонизоли рассказал о перспективах двухсторонних отношений
Текст:  Дмитрий Петров
Российская газета - Спецвыпуск: Италия №256 (7719)
Читать на сайте RG.RU

Господин министр, культурное сотрудничество с другими странами - вероятно, одна из важнейших сфер вашей деятельности. Находится ли взаимодействие с Россией в общем контексте этой работы, или у наших культурных контактов есть какие-то специфические особенности?

Альберто Бонизоли: Италию и Россию связывает крепкая дружба, начало которой положило именно культурное взаимодействие. Достаточно вспомнить, что Успенский собор Московского Кремля был воздвигнут Аристотелем Фиораванти, а множество известнейших зданий в Санкт-Петербурге спроектированы итальянскими архитекторами: Растрелли (Зимний дворец), Кваренги (Эрмитажный театр и Лоджии Рафаэля), Росси, который не только возвел здание Главного штаба, но и благодаря своим смелым градостроительным идеям придал центру города тот облик, который мы видим сейчас. Однако близость наших народов проявляется не только в архитектуре, но и в музыке, живописи, кинематографе, изобразительных искусствах (вспомним хотя бы о взаимовлиянии русских и итальянских футуристов).

В Италии открыли памятник русскому писателю Максиму Горькому

Нас объединяет интерес к искусству и культуре - областям, где так ярко проявляется наше сродство. Именно культура остается тем катализатором, который способствует развитию сотрудничества во всех областях. Не случайно за последние несколько лет мы провели целую серию инициатив, еще больше упрочивших это взаимодействие: только в 2017 году на всей территории России прошло более 150 мероприятий, которые посетили более одного миллиона человек. Уверен, что в будущем эти показатели будут расти.

Какое значение имеет для Италии участие в Культурном форуме в Санкт-Петербурге?

Альберто Бонизоли: Как для министра страны, для которой культура является частью ДНК и традиционным инструментом диалога, для меня большая честь, что Италия была приглашена принять участие в Культурном форуме как страна-гость. Он станет для нас важной возможностью обсудить насущные задачи, как, например, необходимость найти баланс между растущим спросом на художественное наследие и необходимостью его охраны. На форуме мы представим то лучшее, что существует в итальянской культурной жизни сегодня и чем наша страна гордится уже много веков. Среди прочего в России впервые будет показан спектакль миланского театра Пикколо "Эльвира", в котором играет Тони Сервилло, пройдет ретроспектива кинорежиссера Паоло Дженовезе и концерт барочной музыки. Играть ее будут в том числе на двух клавесинах XVIII века, дарованных Екатериной II своим придворным композиторам из Италии - Доменико Чимарозе и Джованни Паизиелло. В этом году мы также отмечаем 90-летие со дня события, памятного как для Италии, так и для России: в 1928 году советский ледокол "Красин" спас уцелевших членов арктической экспедиции Умберто Нобиле.

Есть ли договоренности, чтобы молодые таланты могли приехать на учебу в вашу страну?

Пузаков: Влияние итальянского искусства на русское всегда усваивалось

Альберто Бонизоли: С 1998 года между нашими странами существует договор о сотрудничестве в области культуры и образования. Это эффективный и незаменимый инструмент, который предусматривает в том числе и стипендии, что позволяет нам сотрудничать в различных областях искусства и культуры, таких как балет, музыка и театр. Однако и помимо государственных инициатив на уровне художественных организаций, академий, оперных и других театров проводится такое количество программ, что перечислить их все было бы невозможно.

Какие крупные культурные проекты Италия провела в России за последнее время?

Альберто Бонизоли: Наше посольство в сотрудничестве с итальянскими и российскими организациями, музеями и фондами, воплощает проекты высочайшего уровня. Благодаря этому взаимодействию были проведены выставки таких великих художников, как Караваджо (в 2015 и 2016 годах), Рафаэля (в 2016 году), Пиранези (в 2016 году), Джорджо Моранди (в 2017 году), Джорджо Де Кирико (в 2017 году), Тициана, Тинторетто и Веронезе (в 2017 году). Только за первые семь месяцев 2018 года в России было показано более 130 итальянских шедевров. Упомяну лишь открывшуюся в июле выставку, посвященную венецианской живописи XVIII века ("От Тьеполо до Каналетто и Гварди") в ГМИИ имени Пушкина, и ретроспективу Антонио Лигабуэ, с огромным успехом прошедшую зимой в Государственном центральном музее современной истории России. Кроме этого, множество проектов находятся на стадии разработки. В конце ноября Италия станет почетным гостем на московской книжной ярмарке Non Fiction, а 7 декабря в Эрмитаже откроется выставка Пьеро делла Франчески. В этом же величайшем музее в следующем году пройдет крупная выставка, посвященная сокровищам города Помпеи.

Завершились Дни культуры Москвы в трех итальянских городах

Особо хотел бы сказать еще об одном событии - это "Премия Москва" для начинающих итальянских кураторов, учрежденная министерством культурного наследия и культурной деятельности совместно с министерством иностранных дел и международного сотрудничества. Совсем недавно она была вручена двум молодым итальянским кураторам, которые поедут на шестимесячную стажировку в Москву, в фонд V-A-C, где смогут получить новые профессиональные навыки, участвуя в проектах фонда и в насыщенной культурной жизни Москвы.

В Риме существует Американская академия, где в свое время учились поэты и художники со всего мира. В начале 90-х годов Иосиф Бродский говорил с мэром Рима о возможности создания и Российской академии. Что бы вы могли сказать об этом проекте?

Альберто Бонизоли: В Риме находится огромное количество академий других стран. Если российская сторона выразит интерес к этой теме, мы, разумеется, готовы рассмотреть формы сотрудничества в этом направлении. Однако хотел бы также заметить, что отсутствие официальной академии не помешало Италии стать незаменимым ориентиром для российских художников, писателей, композиторов, которые создали здесь некоторые из своих главных произведений. В этом смысле показательна фраза Гоголя из письма его другу Плетневу, написанного в 1842 году: "О России я могу писать только в Риме. Только там она предстоит мне вся, во всей своей громаде".

Культурный обмен Италия