Проект "Русские сезоны" шествует по Италии в течение этого года; его мероприятия уже посетили более 4 миллионов зрителей. Рим и Венеция, Палермо и Мантуя, Милан и Верона... Это далеко не весь перечень городов, в которых проходят фестивали, концерты, выставки и спектакли. "Итальянский год" близится к концу, но выступления известных российских коллективов продолжаются, среди них - Московский Синодальный хор, уже не раз выполнявший культурную миссию в этой стране.
Корреспондент "Российской газеты" побеседовал с Алексеем Пузаковым, который рассказал об особенностях программы в Италии, а также поделился своим видением российско-итальянского диалога культур.
Чем интересен для музыкантов проект "Русские сезоны"?
Алексей Пузаков: Безусловно, проект масштабен, беспрецедентен и прекрасен. Италия - необыкновенная страна. Нас связывает очень многое, и эти связи насчитывают столетия. Что замечательно, влияние итальянского искусства на русское всегда усваивалось, "присваивалось" и становилось чем-то своим, родным. Начиная с XV века итальянские мастера создавали архитектуру Московского Кремля, и удивительные по красоте, тонкости и изяществу зубцы его стен являются своеобразной "цитатой", заимствованием из итальянского искусства того времени, а Успенский собор, построенный зодчим Фиораванти, теперь мы воспринимаем как свой, исконно русский... Все последующие века огромное значение приобретает влияние итальянской музыки на развитие русской и в том числе хоровой: Бортнянский и Березовский учились у итальянских мастеров, а Галуппи и Сарти преподавали в России.
Центром программы ваших выступлений стало неизвестное сочинение Павла Чеснокова "Помянник", премьера которого недавно состоялась в Рахманиновском зале?
Алексей Пузаков: Решение было интуитивным. Произведение очень сложное, даже где-то спорное. "Помянник" был создан в трагическое для российской истории время, когда закрывались храмы, репрессировали священников, и вся наша прекрасная русская духовность и культура подвергались запрещению и гонению. Но поверьте, диалог или связующий мост между культурами только тогда имеет значение, когда мы искренни и не стараемся быть лучше, а стремимся донести состояние своей души и жизнь русского сердца современной России - то, чем мы живем сейчас и что открыли в этом уникальном сочинении Павла Чеснокова 30-х годов.
Синодальный хор выступил в трех городах - Барлетте, Альтамуре, Руво-ди-Пулье, три концерта, а еще молебен в Бари. Что запомнилось?
Алексей Пузаков: Музыка имеет удивительное свойство - каждый раз рождаться заново, поэтому-то все три концерта были запоминающимися. Но самые сильные впечатления были в городе Бари: молебен у мощей Святителя Николая Чудотворца в крипте базилики, а также праздничная воскресная литургия на Патриаршем подворье. Невыразимо это чувство встречи с божественной любовью, которая нам передается через молитвенный подвиг Святителя Николая - самого любимого и почитаемого в России святого.