Одна из целей проекта - обеспечить равные условия для перевозчиков и сохранность дорог. По статистике Росавтодора, общий ущерб, наносимый автомобильным дорогам России, в результате проезда перегруженного коммерческого транспорта ежегодно может превышать 2,6 триллиона рублей. Это почти в два раза больше годового объема дорожных фондов всех уровней. Законопослушные компании выступают за создание системы контроля.
Автоматические пункты весогабаритного контроля позволят взвешивать автомобили прямо на дороге во время движения - без необходимости остановки транспортного средства сотрудниками госавтоинспекции или Ространснадзора. По аналогии со штрафами за превышение скорости полностью автоматическое взвешивание исключит влияние человеческого фактора - это сделает контроль за нарушителями максимально объективным.
Минтранс России уже представил паспорт государственной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). Рассматриваются варианты реализации проекта за счет средств государственного бюджета, с привлечением частных инвестиций, а также в рамках государственно-частного партнерства.
Дальнейшее развитие автоматической системы весогабаритного контроля определится после открытого конкурса, по результатам которого будет выбрано наиболее эффективное решение.
В рамках пилотного проекта на федеральных дорогах уже действуют 26 пунктов автоматизированного весогабаритного контроля. К примеру, на трассах Вологодской области, по данным Росавтодора, выявляется более 150 тысяч нарушений в месяц, в среднем перегруз достигает 30 процентов.
За один год работы пилотных пунктов АСВГК число нарушителей уже сократилось с 40 процентов до четырех от общего грузопотока. Эти данные показывают, что пункты станут важным элементом комплекса мер, направленных на увеличение межремонтного срока службы федеральных дорог. А также уменьшат ущерб, наносимый трассам грузовым транспортом, который движется с перегрузом.
Борис Рыбак, председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию автомобильной грузовой и дорожной отрасли (МОЭС):
Всем честным предпринимателям понятно, что АСВГК нужна, но ее работа должна быть понятной и прозрачной. Противники АСВГК - нарушители давно установленных законодательных норм. Сейчас складывается правильный диалог между государством и бизнесом, очень важный для отрасли, ничего подобного в прошлом не было. Минтранс России и Росавтодор открыто обсуждают параметры работы АСВГК с рынком и на начальном этапе разработки паспорта проекта приняли большинство требований предпринимателей.