Со следующего года ставки акцизов на бензин и дизель вырастут в полтора раза, снизятся экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, а также вырастет НДС с 18 до 20 процентов. Из-за этого экономика нефтепереработки снова несколько изменится, начнут расти внутренние цены на нефтепродукты, и сгладить этот эффект примерно на 70 процентов поможет отрицательный акциз с демпфирующим компонентом. Наряду с уже одобренным демпфером в правительстве обсуждается лицензирование экспорта нефтепродуктов, плюс биржа СПбМТСБ, где идут торги топливом, ужесточает допуск трейдеров к площадке, а теперь идет речь о мерах административного регулирования.
О том, что минфин и минэнерго обсуждают невозмещение НДС перекупщикам, рассказал директор департамента налоговой и таможенной политики минфина Алексей Сазанов. По его словам, эту меру после проработки могут включить в систему регулирования рынка в первом квартале следующего года.
Технически трейдер, покупая топливо у производителя, изымает часть предложения на рынке, и цены на остатки предложения начинают расти. В этот момент трейдер начинает продавать уже принадлежащие ему, но фактически не поставленные объемы, таким образом получая "бумажную" прибыль и возможность возмещения НДС, который был заложен в цену производителем. "Это негативно сказывается на розничных ценах. И таких сделок с одними и теми же объемами топлива может быть сколько угодно, поскольку покупателем их может выступать как независимый участник розницы, так и другой перекупщик", - поясняет управляющий партнер УК "Право и Бизнес" Александр Пахомов.
Невозмещение НДС сделает работу перекупщиков как минимум менее выгодной. Теоретически в этом случае они все равно будут получать доход за счет разницы между ценой покупки и ценой продажи нефтепродуктов, но при этом сократятся выпадающие доходы бюджета РФ. "Исключение возможности возмещения НДС лишает смысла повышать стоимость топлива перекупщиками, что, опять же в теории, позволит снизить темпы роста розничных цен", - полагает Пахомов.
Получение возмещения НДС перекупщиками осложнено уже сейчас, замечает партнер юридической компании "НАФКО-консультанты" Павел Иккерт. Когда в процесс поставки товара вовлечены посредники или их цепочка с сомнительной, неочевидной функцией, это закономерно вызывает внимание налоговиков. Введенная в прошлом году в Налоговый кодекс статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" и судебная практика по налоговым спорам еще больше усложнили возмещение НДС компаниям, которые, например, создают схемы для получения права избежать двойного налогообложения по международным правилам, хотя по факту могут не заплатить НДС даже однократно.
Главная цель новой инициативы - исключить из поставочной цепочки организации, искусственно увеличивающие стоимость нефтепродуктов, считает Павел Иккерт. Это положительно скажется на цене топлива для конечных потребителей, солидарен он с Александром Пахомовым, поскольку чем длиннее цепочка, по которой проходит товар, тем больше в структуре его цены доля уплачиваемого НДС.