- Это чудеса, я не верю... А легонькие-то какие! - воскликнула Елизавета Егоровна, примерив обновку с кокетливой цветочной вышивкой сбоку. В ее небольшом деревянном доме холодно, за порогом - глубокие сугробы, но валенки так необходимы были не только поэтому - ноги больные.
О приезде заранее предупредить не получилось - телефона у пенсионерки нет, родственников - тоже, да и всего зимой в деревне Поддубье живет не больше десятка человек. Поэтому акция "РГ" стала для одинокой бабушки (кстати, малолетнего узника фашистских концлагерей) настоящим новогодним сюрпризом.
А валенки специально для Елизаветы Егоровны прислали с самого севера страны - из села Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми. Там находится одна из 15 оставшихся в России фабрик по производству этой традиционной русской обуви - Выльгортская сапоговаляльная фабрика.
Теперь Елизавете Егоровне морозы точно не страшны, ведь именно эта фабрика готовила экипировку для автоэкспедиции "От Балтики до Арктики", организовали которую журналисты "РГ" и информационного агентства БНК. А это значит, что валенки уже испытаны в самых суровых условиях. Доставить подарок для пенсионерки помогли как раз коллеги из БНК - это главный партнер "Российской газеты" в регионе.
Процесс создания исконной зимней обуви, которая наравне с балалайкой и медведями может считаться одним из символов страны, за эти годы практически не изменился. Про востребованность валенок того же сказать, к сожалению, нельзя.
- С 1970-х-1980-х валенки начали стремительно терять популярность: больше людей стало жить в городах. За рулем в валенках неудобно, в общественном транспорте - сырые полы, дороги и тротуары - в реагенте. Валенки начали проигрывать в конкуренции с другой обувью. Пришлось искать новый подход, предлагать людям модели интереснее и практичнее, - поясняет гендиректор Выльгортской сапоговаляльной фабрики Александр Шкодник.
Выжить в годы, когда по всей стране один за другим закрывались такие же производства, удалось только благодаря постоянному поиску новых рынков сбыта.
- Все выставки спецодежды, все мероприятия, где мы потенциально можем найти покупателей, всегда стараемся посещать. Поэтому наши валенки и можно найти по всей стране от Великого Устюга до Камчатки, - добавил руководитель предприятия.
Шерсть на фабрику поставляют из Таджикистана и Узбекистана. Чтобы получить одну пару валенок, ее требуется около двух килограммов.
Сложенную в тюки шерсть вываливают в специальные машины и отправляют на станки, которые по сути представляют собой огромные щетки. Машина чешет шерсть, превращая ее в воздушную паутину. В таком виде она наматывается на барабаны, на которые надето что-то вроде большого тряпичного носка. Когда слой шерсти на нем становится достаточным, носок снимают вместе с получившимся слоем шерсти.
- Это будущая "голяшка" - верхняя часть валенка, - поясняют рабочие. - Теперь его нужно утрясти.
Утряску полуфабрикат проходит на специальном столе, где под прессом шерсть становится плотнее, скатывается. При этом размер такого голенища все еще превышает метр длиной. В следующем цеху к голенищу приматывают носок. Делают это вручную и "на глаз".
- У нас есть нормы и ГОСТы, по которым мы работаем. Но женщины, которые трудятся на этом участке, уже по плотности и толщине материала могут определить, достаточно ли шерсти они заложили на будущий валенок, - рассказывают работники фабрики. - Работа эта не из легких. Весь день на ногах у большого стола. Поэтому на работу охотнее берут девушек повыше.
Движения работниц фабрики очень легкие, скользящие, они словно скульпторы - то добавляют немного шерсти на один участок, то отщипывают с другого. Если не смотреть прямо на стол и не знать, что там происходит, действо похоже на пеленание младенца опытной нянькой: быстрое, уверенное и при этом нежное.
Когда валенок получает законченную форму, продолжается работа по его уплотнению. Для этого заготовку несколько раз пропускают через разные этапы валяния: их обливают горячей водой, бросают в утрясочную машину, где двумя огромными "ложками" их постоянно переворачивают. Затем снова извлекают, растягивают на машине, которую называют "крокодил" за действительно похожий на челюсти хищника внешний вид. В цеху влажно и много пара. Многие работают в тапочках и шортах.
На последнем этапе утряски и уплотнения заготовки все больше походят на привычные валенки. Затем еще сырые и брызжущие водой валенки, больше походящие на гольфы, после очередной растяжки на "крокодиле" натягивают на металлические формы. Они различаются по полноте голени и размеру стопы. Заготовку натягивают на основу, оббивают валенок деревянным молоточком, чтобы окончательно задать форму изделия, и отправляют в "баньку". Так работники завода называют печи, в которых при температуре 120-130 градусов валенки сохнут, дают усадку и доходят до готовности.
И именно такие валенки, сделанные с душой, отправились в Ленинградскую область.
Акция "Российской газеты"
Елизавета Максимова откликнулась на акцию по определению качества печати, которая прошла на страницах "Российской газеты - Неделя" 13 сентября 2018 года. В рамках этой акции мы попросили читателей прислать в редакцию талон, вырезанный из газеты, с помощью которого в дальнейшем мы определяли качество печати нашего издания, а также сроки его доставки. На нашу просьбу отреагировали более 11 тысяч неравнодушных читателей со всех уголков России. Более трети из них прислали не только талоны, но и письма с благодарностями и предложениями по улучшению газеты: ее содержания и оформления. Мы благодарны читателям за отклик и постараемся учесть их замечания и пожелания.
В редакцию приходили письма и с личными просьбами, часть из которых мы не смогли оставить без внимания. Среди них и было письмо Елизаветы Максимовой, которой "Российская газета" доставила подарок в канун Нового года.