11.02.2019 20:53
Общество

Для кого составляются рейтинги вузов

Для кого составляются рейтинги вузов
Текст:  Мария Набиркина
Российская газета - Федеральный выпуск: №30 (7788)
Кому нужны рейтинги вузов и для чего? Этот вопрос стал основным в исследовании Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС. Почему современным "табелям о рангах" не стоит уделять столько внимания, объясняет руководитель центра и автор работы Марк Агранович.
Читать на сайте RG.RU

Марк Львович, насколько оправдано такое пристальное внимание к рейтингам?

Марк Агранович: Рейтинг - простая форма представления сравнительной оценки. Как у конечного продукта у него, по сути, всего две функции: в доступной форме представить результаты сравнительной оценки, то есть дать информацию, и определить направление для "роста" вуза. Но чтобы эти функции выполнялись, каждая подобная "таблица" должна иметь конкретного адресата.

Университеты предлагают взрослым бесплатные курсы переобучения

Мы привыкли считать, что рейтинг показывает место вуза в образовательном пространстве и помогает абитуриенту выбрать, куда же лучше поступать. Это так?

Марк Агранович: Хотелось бы. Но пока главные адресаты популярных рейтингов - те структуры, которые финансируют высшее образование, то есть различные грантодатели и государство. И тому есть подтверждение: по сути, ни один критерий из тех, что учитывают составители рейтингов, не определяет уровень и качество образования в вузе и не может быть приоритетом в выборе для абитуриента.

Неожиданно.

Марк Агранович: Тем не менее это так. Возьмем два самых известных рейтинга - Times Higher Education (THE) и Шанхайский рейтинг. У THE в критериях академическая репутация, научная репутация, цитируемость научных публикаций, соотношение студентов и преподавателей, число преподавателей-иностранцев и зарубежных студентов. В Шанхайском ко всем перечисленным прибавляется еще и количество лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса среди выпускников и профессоров.

Разве это не говорит об уровне образования в вузе?

Марк Агранович: Уверен, что школьник, выбирая, куда пойти учиться, вряд ли будет думать о том, сколько в вузе нобелевских лауреатов и цитируют ли зарубежные журналы научные статьи преподавателей. Более того, если все преподаватели вместо работы со студентами бросятся писать статьи и добывать деньги на исследования, это вряд ли улучшит качество образования.

Об уровне образования в вузе говорят простые показатели: востребованность выпускников на рынке труда и вероятность трудоустройства. Именно это интересует абитуриента. А также его интересует доступность библиотек, информационных ресурсов, кампусы и общежития. Тут все очень прагматично. Вероятно, для повышения престижа страны присутствие какого-то количества вузов на высоких местах в международных рейтингах важно. Но устраивать из этого инструмент управления вузами, распределять деньги в зависимости от места и придавать этому огромное значение я бы не стал.

Медведев утвердил перечень специальностей для обучения в вузах по квоте

А средний балл ЕГЭ, на который ориентируются многие?

Марк Агранович: Это престиж вуза, характеристика популярности направления и специальности. И большой плюс для университета, так как означает, что абитуриенты у него очень хорошо подготовлены. Но уровень подготовки абитуриентов - не заслуга вуза!

Как должен выглядеть "полезный" рейтинг вузов?

Марк Агранович: Основной критерий, который говорит о результативности образования, - "удельный вес" выпускников, устроившихся на работу по специальности в течение года после выпуска. Но его тоже нельзя использовать без учета ситуации с безработицей в разных регионах.

Образование Минобрнауки