19.02.2019 09:19
Общество

"Башнефтегеофизика" разработала уникальное оборудование

Оборудование для сейсморазведки, производимое в Уфе, заменило импортные аналоги
Текст:  Малика Азнаева
Российская газета - Экономика Поволжья: №36 (7794)
Объемы добычи нефти и газа в стране растут из года в год, даже на зрелых месторождениях, запасы которых, казалось бы, уже исчерпаны. Но это не природный, а технологический феномен. Суть его в том, что нефтегазоразведка стала более высокоточной. Для исследования земной коры вдоль и поперек используется современное оборудование, в том числе сейсмовибраторы - машины, посылающие в толщу пород упругие волны. Или, по-другому, вызывающие искусственное землетрясение.
Читать на сайте RG.RU

Это нужно для поиска месторождений нефти и газа. Волны распространяются в коре Земли, проходя сквозь слои древних отложений, которые изменяют их скорость и силу распространения. Они отражаются и возвращаются, преломляются или проникают дальше. Все тончайшие колебания отраженных волн, несущих в себе информацию о Земле, фиксируются на ее поверхности сейсмодатчиками. В непрерывном режиме данные поступают на сейсморазведочную станцию, где впоследствии их "расшифровывают" специалисты - геофизики и геологи. Чем совершеннее машины, тем более достоверную и четкую картину земных недр они дают.

Многие десятилетия геофизики в основном использовали сейсмовибраторы американского или французского производства. Но в связи с введением санкций и колебаниями на рынке валюты импорт стал проблематичным.

Времени ждать изменения внешних условий у геофизиков нет, ведь рабочий цикл сейсмовибраторов, применяемых в самых сложных природных, климатических условиях и подвергающихся большим нагрузкам, составляет в среднем 7-8 лет. Поэтому в АО "Башнефтегеофизика", одной из ведущих в России компаний в сфере нефтегазоразведки, решили взять ситуацию в свои руки и наладить выпуск собственных сейсмовибраторов. Благо для этого в компании есть научно-технические, инженерные и конструкторские кадры, способные выполнить подобные проекты, и мощная производственная база.

- В январе 2017 года руководство нашей компании приняло решение скооперироваться с компанией из Республики Беларусь, Гомельским заводом АО "Сейсмотехника", чтобы начать производство сейсмовибраторов на базе своего дочернего предприятия ООО "Сервис - Мастер", - рассказал ведущий инженер по сейсмовибраторам производственного отдела АО "Башнефтегеофизика" Рустэм Исмаилов. - Была совместно разработана конструкторская документация. И уже в сентябре 2017 года первый комплект из пяти сейсмовибраторов вышел из цехов дочернего предприятия АО "Башнефтегеофизика" ООО "Сервис - Мастер", успешно прошел полевые испытания и был отправлен на полуостров Таймыр. Через некоторое время вслед за первым отправился второй. В сложнейших климатических и природных условиях Крайнего Севера машины показали себя надежной, безотказной техникой, а все выявляющиеся в процессе эксплуатации замечания решают на месте свои специалисты, что особенно важно, за рубли - запчасти можно найти практически в любом регионе страны.

Производство сейсмовибраторов освоили в короткие сроки, хотя работа достаточно кропотливая и состоит из разных этапов. Так, комплектующие доставляются в Уфу из разных мест России и мира. "Сердце" машины - сейсмоисточник - производят в Гомеле (Беларусь), двигатель - в Ярославле. Но чем сложнее задача, тем интереснее ее решать, считает директор ООО "Сервис - Мастер" Марат Хайруллин, опытный геофизик, более двух десятков лет проработавший "в поле".

- Первую партию мы собрали за четыре месяца, а теперь укладываемся в два, - отметил он.

Уфимский сейсмовибратор назвали "Батыр". Это огромная машина массой 30 тонн, которая передвигается на колесном или гусеничном ходу. В Уфе производят оба варианта: для Севера, где геофизики трудятся зимой, делают на гусеничном ходу, а для регионов европейской части России, где основные работы проводятся в летние месяцы, - на колесном.

"Батыр" - отнюдь не копия импортных сейсмовибраторов, а абсолютно новый продукт на рынке. Он отличается от своих собратьев по разным параметрам. Например, тем, что способен излучать сигнал на низких частотах - при двух герцах, а не при пяти, как другие.

Сборку "Батыров" производят всего три человека, помогают им представители Гомельского завода, которые выполняют работы по электрической части. Но это пока. Потому что персонал планируется обучить в Гомеле, чтобы всю электрику они могли монтировать сами.

- Мы запускаем двигатель, проводим основные настройки, обкатываем все системы, опрессовываем гидравлическую систему, что занимает две рабочие смены. Затем надеваем гусеницы и выезжаем из ангара, чтобы проверить работу сейсмовибратора на малой мощности. Потом на платформе отвозим его на полигон, подальше от жилья и инженерных коммуникаций, и производим последнюю запись амплитудно-частотных характеристик на рабочей мощности. Смотрим, на что вибратор способен, и, корректируя настройки, добиваемся того, что нужно, - разъяснил Рустэм Исмаилов.

Пока сейсмовибраторы под брендом АО "Башнефтегеофизика" собирают для того, чтобы удовлетворить собственный спрос. Но со временем готовы выполнять и заказы коллег со всей страны.

Практика показала, что затраты на производство окупаются в течение полутора лет, что является важным конкурентным преимуществом "Батыра".

В тему

В ООО "Сервис - Мастер" налажено производство и ремонт каротажных подъемников, снегоболотоходов, остро востребованных на российском Севере, изготовление и ремонт вагон-домов, модернизация различных машин. Кроме того, предприятие выполняет и транспортные услуги, перевозя всю тяжелую технику "Башнефтегеофизики" с одного места работы на другое, а разведчики недр трудятся по всей стране.

ЦИФРА

70

сейсмовибраторов используется в  АО "Башнефтегеофизика"

 

На правах рекламы

Наука Промышленность Нефть и газ Ресурсы ПФО Пермский край Башкортостан Кировская область Марий Эл Мордовия Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Татарстан Удмуртия Ульяновская область Чувашская республика Башкортостан Пермский край Приволжье Волга-Кама Средняя Волга