В день рождения великого артиста вспоминаем лучшие его роли.
Генрих Шварцкопф, "Щит и меч" (1968)
Роль Шварцкопфа стала для Олега Янковского первой ролью в кино. И можно сказать, что актер получил ее по счастливой случайности: режиссер Владимир Басов и его съемочная команда увидели молодого актера с типичной арийской внешностью в ресторане, однако тогда Басов предположил: "Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?" Но когда ассистентка режиссера увидела Янковского на Мосфильме, то предложила ему, актеру без опыта в кино и маленьким опытом в саратовском театре, прийти на пробы. "Играем и, как все артисты на кинопробах, играем ужасно. Мне это не страшно, я уже утвержден, а Олег так стал переживать! У нас там стояла белая колонна, мраморная, и он был бледнее, чем эта колонна. Все трагическое состояние было выражено на его благородном лице. И чем дольше Олег держался за колонну, тем становился краше. Я тогда Басову говорю: "Владимир Павлович, ну посмотрите, как этот парень страдает, как точно вы выбрали артиста". Оператор Паша Лебешев меня поддерживает: "Действительно, он все интереснее и интереснее делается". И Басов согласился: "Да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем", - делился воспоминаниями о пробах коллега по фильму Станислав Любшин.
Андрей Некрасов, "Служили два товарища" (1968)
В том же году вышел еще один фильм с Олегом Янковским, где тот исполнил главную роль красноармейца Андрея Некрасова. Сначала актер пробовался на роль поручика Брусенцова (которого в фильме сыграл Владимир Высоцкий), но режиссер Евгений Карелов при виде Янковского воскликнул: "Этого человека мы Врангелю не отдадим!" Несмотря на то, что все реплики героя заняли не более половины одной странички, это была глубокая и вдумчивая роль, с которой блестяще справился Олег Янковский. "Как же так, главная роль и столь мало текста? Может, добавите? Не надо, сказали мы режиссеру, пусть молчит, пусть Быков разговаривает, а у Янковского и так все ясно, без текста, и молчит он так выразительно, так много говорит его молчание", - вспоминал сценарист Валерий Фрид. Эта картина укрепила популярность Янковского после "Щита и меча", артист стал получать большие роли в театре и кино.
Отец, "Зеркало" (1974)
Во многом автобиографичный фильм Андрея Тарковского положил начало сотрудничеству режиссера и Олега Янковского (позже они вместе работали в "Ностальгии"). В эту ленту Тарковского актер попал благодаря своей внешности: он очень походил на отца режиссера, и, кстати, тот тоже принял участие в работе над картиной - Арсений Тарковский читал стихи. Специально для актера роль отца была расширена. Кроме того, в фильме сыграл маленький сын Янковского Филипп (он исполнил самого Тарковского в детстве). Несмотря на положительные отзывы присутствовавших на предпоказе Петра Капицы, Дмитрия Шостаковича, Чингиза Айтматова и Виктора Шкловского, реакция главы Госкино повлияла на прокат картины - ее показали всего в нескольких московских кинотеатрах, фильм не попал ни на Каннский, ни на Московский кинофестивали. Однако "Зеркало" показывали за границей, в Италии его признали лучшим иностранным фильмом в 1980 году.
Волшебник, "Обыкновенное чудо" (1978)
Режиссер Марк Захаров, начиная работу над фильмом по пьесе Евгения Шварца, видел в роли Волшебника только Олега Янковского. Этот персонаж воплотил философскую мораль картины, без которой режиссер не видел смысла снимать кино. Однако накануне начала съемок актера сразил сердечный приступ, и тот был готов отказаться от роли. Но режиссер не пожелал отпускать Янковского, и команда ждала выздоровления актера. Коллегами Янковского по фильму были молодой Александр Абдулов, Евгений Леонов, Ирина Купченко, Андрей Миронов... Марк Захаров потом признавался: если бы не было Волшебника из "Обыкновенного чуда", потом не было бы ни Мюнхгаузена, ни Свифта, ни Дракона.
Барон Мюнхгаузен, "Тот самый Мюнхгаузен" (1979)
В основу фильма легла пьеса Григория Горина "Самый правдивый", изначально написанная для театра Советской армии. Несмотря на то, что Олег Янковский сложился, скорее, как артист не комедийного толка, Марк Захаров не желал видеть никого другого в фильме. "Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей - волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, и он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!", - писал Григорий Горин, который сначала выступал против Янковского, которому тогда еще был присущ саратовский акцент, а не изысканный говор немецкой аристократии.
Сергей Макаров, "Полеты во сне и наяву" (1982)
Сперва Олег Янковский отказался сниматься у малоизвестного режиссера Романа Балаяна. Однако, выяснив у Сергея Михалкова (для которого, впрочем, и писался сценарий!) детали будущей картины, перезвонил Балаяну и согласился. За роль Сергея Макарова, переживающего кризис среднего возраста, Янковский удостоился Государственной премии СССР. "Герой в сюжете и такой, и сякой. Вот тебе и не нравится, вот он хороший, вот он почти негодяй, вот он опять замечательный, вот он комикует, вот он плачет. В одном фильме артисту было предоставлено сыграть все", - вспоминал режиссер.