Главные его тренды лишь развиваются: фестиваль под арт-директорством Башмета собирает звезд академической музыки плюс события драмы, танца, джаза, хорового искусства и так далее, руководствуясь принципом "все жанры кроме скучного". Другая важная задача - внимание к детям и молодежи, и тут аккорд от показа спектаклей для малышей до выступлений Юношеского симфонического оркестра, профессиональных конкурсов для молодых музыкантов и богатой программы мастер-классов и лекций. В этом году к участию привлекли также фестиваль "Территория" с его собственной обширной программой - все десять фестивальных дней публика должна была только выбирать.
Конечно, имена звезд гарантируют аншлаги, и Константин Хабенский или спектакль БДТ с Ниной Усатовой в представлении не нуждается. Но фестиваль искусств расширяет сознание. Концерт "Когда горы встречаются с морем" объединил знаменитый хор "Рустави" (Грузия) и их коллег с Корсики "А Филетта". Два мужских вокальных ансамбля так часто встречались на разных площадках, что возникла идея об общем концерте, а Зимний фестиваль сделал ее реальностью. Впечатление получилось мощным: фольклорные песни с их изощренным многоголосием в профессиональной огранке чередовались грамотно, после нескольких песен команды уступали друг другу сцену, сложность росла... Куда там рэп-баттлам по накалу страстей: грузины и корсиканцы так бились голосами, что зал не дышал, а на финальных "Сулико" и "Тбилисо" часть публики прослезилась.
Приезд "Испанской ночи с Серхио Берналем" поддержало Посольство Испании. В стране много компаний "фламенко плюс балет", но у давшего проекту имя Серхио Берналя, солиста Национального балета Испании, акцент на второе. Он работает в духе Лорки Мясина и с привычной для этого русла музыкой: "Фаррука" из балета "Треуголка", "Любовь-волшебница", "Болеро" в хореографии разных авторов с пометкой "мировая премьера". Хуже или лучше поддержанный коллегами, он окончательно покорил зал непривычным для русской публики мужским соло "Лебедя" Сен-Санса.
Еще экзотичнее смотрелся "У-театр" из Тайпея со спектаклем "Звук океана". Дюжина артистов одинаково профессионально работали с громадными гонгами, разной величины барабанами и теми традиционными физическими практиками, что напрочь заворожили западную цивилизацию больше полувека назад. Бессюжетные сцены сменяют одна другую будто произвольно, но магия ритма и грация тел в простых рисунках танца работают безукоризненно: накал растет, удары гонгов чувствуются как дыхание артистов, пресловутая "четвертая стена" сцены растворяется без остатка.
К той же магии на своем поле приблизились авторы важной премьеры фестиваля, совместного с Русским музеем проекта "Параллельные миры. Русское искусство XX век. Часть 2". Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и менее очевидные Кабалевский и Гасанов, нежданно яркие благодаря огненным соло Татьяны Самуил и Ксении Башмет, сочетались с видеопроекцией картин художников-современников. Авторы известные: Петров-Водкин и Дейнека, Белютин и Коржев. От того ли, что картины повторялись, или декламация советской поэзии уводила действо в липкую эстетику "музыкально-поэтических вечеров", казалось, что музыка - больше, объемнее и гораздо значительнее всего остального. Может, на самом деле так и есть.