"В этом совместном проекте нам очень важно не сбавлять темп работы, - рассказала Ольга Васильева. - Начать можно уже в 2019-2020 учебном году".
Подробный проект базовых школ презентовал академик, вице-президент РАН Алексей Хохлов. По его словам, цель проекта - создание условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентация на карьеру в области науки и высоких технологий. Школы отбирала сама академия наук. Среди основных критериев - образовательное учреждение уже должно показывать высокие результаты и достижения школьников (например, в олимпиадах), иметь опыт профильного обучения и сетевого взаимодействия, а также хороший кадровый потенциал. При этом рядом со школой должен находиться сильный научный партнер (институт РАН или вуз), который сможет взять шефство над учениками. Школу планируется передать с муниципального уровня управления на региональный уровень и зачислять в нее детей по результатам конкурсного отбора.
"Несмотря на то, что эти школы уже наиболее приспособлены для подготовки молодых людей в науку, преподавание в них ориентировано на среднего ученика с ближайшего микрорайона. Это одна из тех проблем, которую мы сегодня должны решить - поднять общий уровень, - рассказал президент РАН Александр Сергеев. - Руководители регионов будут заботиться об этих школах. А мы - готовить программы для этих школ, работать и с учениками и преподавателями. Важно, что учителя будут ориентироваться на учеников, которые проходят конкурсный отбор именно в эти школы".
При этом, как подчеркнула министр просвещения Ольга Васильева, речь не идет о том, что какие-то школы будут расформировываться и набираться новые способные ученики. Наоборот, некоторые классы будут усилены за счет того, что дети в них будут заинтересованы предметом и изучать его на углубленном уровне.
"Вопрос о том, куда денутся дети, не стоит. Необязательно, чтобы все ученики этой школы стали учеными. Но набирать малышей в первый класс, сразу ориентировать их на научно-исследовательскую работу мы можем, - подчеркнула Ольга Васильева. - Нам нужно ежегодно 10 тысяч молодых ученых, если мы хотим достигнуть того прорыва, о котором сегодня говорим".
Какие регионы войдут в проект? К примеру, Республика Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Пермский, Приморский, Краснодарский край, а также Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Московская, Омская, Томская, Свердловская области и другие субъекты РФ.
Моделей базовых школ РАН предполагается несколько: профильная школа с углубленным изучением отдельных предметов на всех уровнях, начиная с младших классов; школа лаборатория, организующая научно-исследовательскую работу учеников как в собственной лаборатории, так и на базе ведущих институтов; также в проекте может быть школа при университете и школа-ресурсный центр с потенциалом для проведения консультаций, лабораторных и факультативных занятий с учениками других школ, которые интересуются наукой. Возможна и смешанная модель.
Ведущие ученые будут вести в этих школах индивидуальные консультации, профильные учебные курсы и факультативы, интеллектуальные конкурсы.
Региональные научно-образовательные центры поддержки школ РАН тоже определены. Среди них - Сибирское и Дальневосточное отдаления РАН, Казанский научный центр РАН, Томский политех, Северо-Кавказский федеральный университет, МФТИ, Самарский национальный исследовательский университет и другие.
Как подчеркнул Александр Сергеев, список школ, которые станут опорными для РАН, еще открыт и может быть дополнен. Во всех этих школах должны появиться современные лаборатории и другое оборудование, которое поставят за счет частно-государственного партнерства на сумму более миллиарда рублей.