26.02.2019 20:20
Общество

В российских регионах заработают 110 базовых школ РАН

Базовые школы Академии наук появятся уже в этом году
Текст:  Ксения Колесникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №43 (7801)
Уже в 2019 году должны заработать 110 базовых школ РАН в 32 российских регионах. Об этом заявила министр просвещения Ольга Васильева, выступая на президиуме РАН. Цель проекта - выявление и обучение талантливых детей, которые придут в науку. Школы отбирала сама Академия наук. Среди основных критериев - школа уже должна показывать высокие результаты, иметь опыт профильного обучения и сетевого взаимодействия, хороший кадровый потенциал. Рядом должен находиться институт РАН или вуз, который сможет взять шефство над учениками. Школу планируется передать с муниципального уровня управления на региональный, а зачислять в нее детей по результатам конкурсного отбора.
Читать на сайте RG.RU

- Хотя эти школы уже приспособлены для подготовки молодых людей в науку, преподавание в них ориентировано на среднего ученика из ближайшего микрорайона. Нам надо поднимать общий уровень образования, - сказал президент РАН Александр Сергеев. - Руководители регионов будут заботиться об этих школах. А мы - готовить программы, работать и с учениками, и с преподавателями.

Ирина Ильичева: Обычная школа способна дать неплохой жизненный старт

Ольга Васильева подчеркнула, что речь не идет о том, что какие-то школы будут расформировываться и набираться новые способные ученики. Наоборот, некоторые классы усилятся, так как дети в них будут заинтересованы изучать предмет на углубленном уровне. "Мы должны набирать малышей в первый класс и сразу ориентировать их на научно-исследовательскую работу, - подчеркнула Ольга Васильева. - Нам нужно ежегодно 10 тысяч молодых ученых, если хотим достигнуть прорыва, о котором сегодня говорим".

Ведущие ученые будут вести в этих школах индивидуальные консультации, профильные учебные курсы и факультативы. В классах должны появиться современные лаборатории и другое оборудование, которое поставят за счет частно-государственного партнерства на сумму более миллиарда рублей. Кроме того, ученые обсуждали проблему школьных учебников, в экспертизе которых готова участвовать РАН. Причем сама процедура серьезно изменится. Экспертизу предлагается проводить по заказу Минпросвещения. Система госзадания должна исключить ситуацию, когда материалы на экспертизу поступают напрямую от отдельных издательств, а сами издательства платят экспертам и массово получают положительные заключения.

Ведущие ученые будут вести в базовых школах индивидуальные консультации, факультативы, учебные курсы

Второе предложение - переход от оценки уже подготовленных к изданию учебников к проведению предварительной экспертизы авторских рукописей. Экспертиза должна быть отделена от процесса издания учебников. Предложения РАН поддержала Ольга Васильева. По ее словам, недопустимо, когда учебники по химии, физике, биологии заканчиваются изучением открытий 30-летней давности. Сегодня в основной части федерального перечня - 842 учебника. И примерно 30 процентов из них не востребованы. Притом что издания из перечня закупаются в школы за счет бюджетных средств. По словам министра, это 10 миллиардов рублей в год.

Образование РАН