28.02.2019 02:05
Экономика

Где появится первый платный мост

Где появится первый платный мост
Текст:  Елена Мационг (ЯНАО)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №45 (7803)
Мост через реку Пур, заложенный в конце прошлого года на Ямале, можно считать объектом уникальным и даже рискованным. Во-первых, потому что это будет первый платный мост в нашей стране. А во-вторых, решение о его строительстве принималось еще до того, как закон о платных дорогах, где рядом нет бесплатных дублеров, начала рассматривать Госдума.
Читать на сайте RG.RU

Мост через Пур региону настолько необходим, что власти Ямала, даже если закон не примут, готовы потраченные средства инвестору постепенно возвращать из местного бюджета . Мост для региона жизненно важен потому, что в ближайшей перспективе в северо-восточной части Ямала (которая как раз и отделена рекой Пур) будут осваиваться новые месторождения. На "отрезанной" территории сейчас разрабатывается около 20 месторождений, среди которых богатейшие - Заполярное, Береговое, Русское.

Сегодня проезд через реку возможен только по зимнику, когда Пур прочно скован льдом, летом - по понтонной переправе, а в межсезонье перебраться с берега на берег можно только на "воздушной подушке", - специальных катерах, которые запускают в период ледостава. Но "подушки" перевозят только пассажиров. Между тем основная часть трафика через Пур, почти 75 процентов, приходится на грузовой транспорт. Весной и осенью 35 тысяч человек и техника оказываются в изоляции.

На новый мост не потратят из бюджета ни копейки (если закон примут окончательно). И что важно, машины частников, "скорой", полиции, автобусы и т.д. смогут проезжать бесплатно. Платным мост будет только для грузовиков.

На Севере инвесторы построят платные дороги и мосты

Не так давно инвестор, "Региональная инфраструктурная компания" и банк-кредитор подписали соглашение о выделении шести миллиардов рублей на строительство моста. Предполагается, что затраты, около 9 миллиардов рублей, инвестор сможет "отбить" в течение 7-8 лет.

Проблема строительства платных дорог, там, где им нет бесплатной альтернативы, становится на Крайнем Севере все более актуальной еще и из-за стремительного потепления климата. Сроки установки ледовых зимних переправ на реках год от года сдвигаются. Все чаще большегрузы уходят под неокрепший лед. И все чаще целые поселки оказываются отрезанными от мира. Месяцами пустуют полки магазинов, невозможно завезти топливо. Так, крайне тревожная ситуация сложилась в поселке Приполярном Березовского района Югры. Там с октября и до середины декабря, пока не установилась зимняя переправа, в магазинах не было ни молока, ни хлеба. В дело была вынуждена вмешаться прокуратура. Обеспечение всем необходимым отрезанных от мира поселков вертолетом крайне дорого. И ложится в конечном итоге на самих жителей.

Между тем, как отмечают эксперты, надеяться, что бизнес готов будет вкладывать деньги в платные дороги там, где только можно, пытаясь извлечь выгоду, крайне наивно.

- Бизнес умеет считать деньги, - отмечает Михаил Петров, заместитель директора Института экономики УрО РАН. - Это дело крайне рискованное. Платные дороги выгодно возводить там, где уже есть якорные объекты. Как, например, в случае с мостом через реку Пур, который откроет путь к объектам добычи углеводородов.

На Ямале вбили первую сваю в основание моста через реку Пур. И если все пойдет, как задумано, через два года регион, наконец, избавится от больной застарелой транспортной проблемы. И большой капитальный мост соединит, наконец, поселки.

Инфраструктура ЯНАО Урал и Западная Сибирь