Он напомнил, что недавно такую правовую позицию высказал Верховный суд России в ходе рассмотрения конкретного дела.
"Согласно правовой позиции, высказанной Верховным судом Российской Федерации в решении от 10 января 2019 года по делу № 87-ААД18-3, жалобы, содержащие оскорбительные и иные недопустимые высказывания в адрес судей, унижающие их честь и достоинство, свидетельствуют о злоупотреблении заявителем правом, - рассказал Виктор Момотов. - Исходя из требований общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, жалобы, в которых приведены такие выражения, являются неприемлемыми, поданными с нарушением закона".
По его словам, в экспертной среде развернулась дискуссия, насколько обоснован такой подход. Может быть, судьям стоит не обращать внимание на грубости? Однако председатель Совета судей с этим не согласился.
"Назначение судебного разбирательства состоит в защите нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, - заявил Виктор Момотов. - Лицо, которое вместо защиты своих прав стремится оскорбить других людей, преследует цели, никак не связанные с правосудием. Злоупотребление процессуальным правом - это одна из форм нарушения принципа процессуальной добросовестности. Именно поэтому обращения в суд, содержащие нецензурные или другие оскорбительные выражения, считаются поданными с нарушением процессуальных норм и рассмотрению не подлежат".
Заявление прозвучало на заседании клуба имени Д.Н. Замятнина, посвященного уважению к суду. Клуб назван в честь Дмитрия Николаевича Замятнина, занимавшего с 1864 по 1867 год пост министра юстиции.
"Процессуальный документ, в котором приведены неприличные или оскорбительные выражения в отношении суда или других участвующих в деле лиц, неприемлемы и должны рассматриваться как поданные с нарушением процессуального законодательства и принципа незлоупотребления правом, - согласился адвокат Вячеслав Голенев, участвовавший в заседании. - По моему мнению, такой запрет ясно и недвусмысленно проистекает из части 3 статьи 17 Конституции России, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и статьи 10 ГК РФ, из которой следует недопустимость такого поведения участника гражданского оборота, которое направлено на причинение вреда другому лицу".
При этом он обратил внимание, что правила действуют и в обратную сторону: если в ходе процесса допустит грубости судья, на него можно пожаловаться в квалификационную коллегию судей. К судьям этические требования намного выше, чем к обычным участникам процесса, и это справедливо.
"Популяризация работы судов и объективное освещение их деятельности - это многоаспектная задача, связанная с эволюционным развитием общественного правосознания, - сказал на заседании начальник управления по взаимодействию с общественностью и СМИ Верховного суда России Павел Одинцов. - Если гражданин начнет воспринимать суд как инструмент отстаивания своих прав, если власть поймет, что суд - это мощнейший фактор стабилизации общественных отношений, что это система цивилизованного разрешения конфликтов на всех уровнях, - выиграют все".