Главная проблема в том, что Анна очень хочет общаться и считает другом каждого, кто обратит на нее внимание. Но единственным другом ее оказывается аквариумная рыбка по имени Джек Лондон - ее девочке подарила соседка. Остальные в лучшем случае к Анне равнодушны, но чаще - враждебны. В школе над ней издеваются, родные ждут чудесных метаморфоз, чтобы ребенок наконец-то оправдал их ожидания. И тогда она решается на побег...
Имя Анна на языке жестов передается как кулак. Но в переносном смысле кулак обозначает цельность и решительность. Такой героиня становится к концу истории, перед гибелью или новым этапом жизни. Финал открыт: что будет с девочкой, каждый волен додумать сам.
В спектакле занято десять артистов и только один говорит. Это Голос Анны в исполнении Элины Гусевой. Сама героиня изъясняется жестами, а других понимает только по артикуляции. Светлана Бронникова, сыгравшая Анну, изучала язык глухонемых с помощью профессионального сурдолога.
- Я открыла для себя новые возможности для передачи ощущений. Речь скудновата в передаче некоторых эмоций. Конечно, я не обладаю такой моторикой, как слабослышащие, поэтому я учила язык жестов как танец. Мне кажется, до сих пор не слышу, - призналась Светлана после премьеры.
Спектакль не оставляет равнодушным никого. Из зала люди выходят с мокрыми глазами. Конечно, цель, которую ставила Ольга Мусина, вовсе не в том, чтобы довести до слез. На первый показ пригласили учащихся коррекционной школы из Демского района Уфы. Режиссера-постановщика волновала их реакция - про них ли эта история?
- Мы попросили ребят написать сочинение о том, что они увидели и поняли. Работа над спектаклем будет продолжаться с учетом их мнения. На роль Анны я планирую ввести глухую девочку, чтобы выезжать на фестивали, - рассказала Ольга Мусина.
Видеофрагменты генерального прогона спектакля режиссер отправила в Москву Марте Райцес, которая одобрила работу уфимских артистов.
- Марта написала, что пьеса многим нравится, но не все решаются ее поставить, а мы смелые. Но у нас ведь был эскиз, который понравился зрителям. Мы показывали его в "Мастерской сказок" в уфимском ТЮЗе, это была лаборатория современной драматургии. Если бы не было такого отклика, мы тоже, наверное, не взялись за постановку. Режиссеры жалуются на недостаток драматургического материала. А тут такая пьеса с необычным ходом, когда весь текст говорит один человек. Остальные должны так играть, чтобы все было понятно без слов. Тут все как на ладони: ты и твои выразительные средства. Артисты прониклись этой пьесой. Перефразируя слова героини: "Без любви не родятся дети", скажу, что без любви не родится хороший спектакль.
Ольга Мусина считает главным то, что каждый увидел в истории себя.
- При обсуждении мы выяснили, что наша творческая группа делится на тех, кого в школе травили, вот я в частности, и тех, кто травил, поэтому сюжет задевает за живое, - отметила она.