Так происходит потому, что в нынешней Украине практически не осталось социологических компаний, которые не ангажированы тем или иным кандидатом, а иногда одновременно двумя-тремя. В такой ситуации, похоже, единственно верный способ получить близкий к реальности срез настроений украинцев - это высчитанное на калькуляторе среднее арифметическое значение всех публичных данных, повсеместно имеющих признаки манипуляции общественным сознанием. Но даже в этом случае, ни в чем нельзя быть уверенным.
Почему в опросе службы "Социс" Порошенко оказался на втором месте, легко объяснимо. Эта фирма - не вчера появившаяся и все еще имеющая вес на украинском рынке - принадлежит непосредственному руководителю его компании, ближайшему политическому и стратегическому советнику, одному из немногих людей, к чьему мнению Порошенко, сам считающий себя великим политтехнологом, прислушивается - депутату Верховной рады Игорю Грыниву. С ним украинский президент обсуждал провокацию в Керченском проливе, последующее введение военного положения и грядущую "тотальную украинизацию". Поэтому единственным заказчиком и благодарным потребителем социологических опросов от "Социс" является Петр Порошенко, которому Грынив, как утверждают злые языки, создает "теплую ванну" - режим изоляции правителя от грубой реальности. Нельзя исключать, что "сенсационный" опрос, выводящий Порошенко во второй тур, вообще не проводился.
"Социс" - не единственная и не первая украинская социологическая компания, потратившая свое реноме на одного кандидата. Есть и другие яркие примеры: на президентских выборах 2010 года за один день сжег весь свой академический имидж фонд "Демократические инициативы" - старейшая социологическая служба Украины, единственная из шести, проводивших опросы на выборах с участков, и отдавшая победу Юлии Тимошенко.
В разной степени связаны сегодня с конкурирующими политическими силами Киевский международный институт социологии (КМИС), центр социальных исследований "София", Центр Александра Розумкова, "Украинский барометр" и другие известные не первый год социологические бренды этой страны. Понимая это, иностранные заказчики - посольства, правительства, всевозможные фонды и институты - предпочитают иметь дело с филиалами западных исследовательских компаний или их украинскими представительствами и партнерами, среди которых лидирует группа "Рейтинг".
Беда всей украинской социологии, о которой нельзя не сказать, - снижение доли согласных участвовать в опросе (response rate). Сегодня уровень отказа доходит до трех четвертей от общего числа предложений дать интервью, принять участие в анкетировании или фокус-группе. То есть, даже если исследование проведено добросовестно, реальный уровень неопределенности гораздо выше стандартных 2-3 процентов погрешности, указываемых в брифинге.
Не меньшей ошибкой будет предполагать результат голосования, исходя из публикуемых данных, потому что в таком серьезном деле учитываются другие факторы, например степень мобилизации сторонников. Простой пример: хотя Владимир Зеленский лидирует во всех рейтингах, готовность его потенциальных избирателей прийти на участки удручающе низка - менее 60 процентов. Его сторонники - жители крупных промышленных центров, преимущественно молодежь, которые традиционно пренебрегают своим гражданским долгом. Поэтому к утру 1 апреля условные 25 процентов его поддержки могут съежиться до 15 после подсчета бюллетеней.
Напротив, симпатизирующие Порошенко и Тимошенко люди живут в селах и малых городах севера, запада и центра страны и ходят на участки дисциплинированно - их явка приближается к 90 процентам. И значит, свои 12-14 процентов - по результатам на сегодня - они получат почти в неизмененном виде. Все эти тонкости, как правило, не учитываются украинскими и российскими СМИ, ежедневно публикующими предвыборные опросы и строящими на их основе предсказания об итогах волеизъявления. В действительности электоральная ситуация на Украине подобна черному ящику, заглядывать в который боязно в первую очередь кандидатам.