Реформа приема экзаменов в ГИБДД столкнулась с непониманием в ее необходимости. Напомним, что сейчас кандидат в водители для получения водительского удостоверения должен сдать три экзамена. Один - на знание теории, второй - на владение первоначальными навыками управления, который в просторечье называется "площадкой". То есть кандидаты должны выполнить определенные упражнения, установленные постановлением правительства, на закрытой площадке или на автодроме. Третий экзамен проводится в условиях уличного движения. Поэтому его в просторечье называют "город".
МВД предлагает объединить "площадку" и "город" в одном экзамене. Однако такое предложение беспокоит некоторые автошколы, а также минэкономразвития. Ведь экзамен на "площадке" отсекает от доступа на улицы почти половину кандидатов на права. Что будет, если их выпустить на дороги сразу после сдачи теории?
Реформа подготовки водителей уже дала свои результаты. Количество аварий с начинающими водителями сократилось более чем на 40 процентов.
Впрочем, на судьбе проекта это никак не отразится. Как сообщили корреспонденту "РГ" в Госавтоинспекции, по результатам совещания составлен протокол и таблица разногласий. С этими документами проект постановления правительства будет направлен МВД в правительство и Минюст.
Напомним, проект постановления правительства предусматривает объединение двух экзаменов на права: проверку первоначальных навыков управления - "плошадка" и умение управлять автомобилем на дороге - "город". При этом проверка первоначальных навыков сохранялась в рамках этого сдвоенного экзамена. Но на каких-то неведомых никому площадках, без указания допустимых требований к ним.
В своей оценке регулирующего воздействия этого документа Минэкономразвития раскритиковало его. Согласно его заключению, в 2017 году было проведено 4,6 миллиона практических экзаменов. Из них 2,2 миллиона - по первоначальным навыкам управления транспортными средствами, 2,3 миллиона - по управлению транспортными средствами в условиях дорожного движения.
На каждого кандидата в водители пришлось в среднем 5,6 попытки сдачи экзаменов. Процент сдачи с первого раза составил для экзамена по первоначальным навыкам управления транспортными средствами (на площадке) - 44 процента. Для экзамена по управлению транспортными средствами в условиях дорожного движения - 34 процента.
Экзамен по-новому предполагает совмещение упражнений на закрытой площадке с проверкой навыков в условиях городского движения. Следовательно, количество практических экзаменов в городе увеличится как минимум на количество экзаменов, при которых в действующей системе обучения кандидаты в водители пересдают экзамен на автодроме.
Кроме того, в настоящее время проверка первоначальных навыков управления автотранспортными средствами может осуществляться с помощью автоматизированных систем на автоматизированных автодромах. Такие автодромы имеют высокую пропускную способность - порядка 160 человек в час. А это сокращает время проведения практического экзамена.
Новое постановление не предусматривает возможности приема экзаменов на автоматизированных автодромах. При этом увеличение количества упражнений, выполняемых в условиях меняющейся дорожной обстановки под контролем экзаменатора, может способствовать тому, что итог экзамена все больше зависит от субъективного мнения экзаменатора, указывает Минэкономразвития.
Глава Госавтоинспекции Михаил Черников сообщил ТАСС, что экзамен - "площадка" - для получения водительского удостоверения никто никогда не отменит.
- Пока человек не научится на площадке ездить, его никто не пустит на дороги общего пользования, - заявил Михаил Черников.
Как сообщил Михаил Черников, у ГИБДД и Минэкономразвития нет принципиальных разногласий или конфликта по поводу инициативы объединения экзаменов. По его словам, это позволит кандидатам в водители чувствовать себя комфортнее.
Хотя Минэкономразвития в своем заключении четко указало, что совмещение экзаменов возможно только в качестве эксперимента, по итогам которого можно будет судить о необходимости такой реформы.
Теперь судьбу экзаменов будет решать правительство и минюст.