17.03.2019 23:48
Культура

В Третьяковке открылась выставка к 175-летию Репина

Текст:  Александр Алексеев Иван Владимиров Сергей Куксин
Российская газета - Федеральный выпуск: №58 (7816)
В Третьяковке открылась выставка к 175-летию со дня рождения Ильи Ефимовича Репина (1844-1930).
Читать на сайте RG.RU
В Третьяковке открылась выставка к 175-летию Ильи Репина

Это самая большая ретроспектива главного русского реалиста. Ради нее 26 российских и зарубежных музеев, а также частные коллекционеры предоставили Третьяковке почти 300 работ этого художника - 130 графических и 170 живописных. Ретроспектива охватывает около 50 лет творчества художника. Среди работ, представленных в Третьяковке, есть и знаменитые "Бурлаки на Волге", и "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", и "Не ждали", и "Крестный ход в Курской губернии", и многие другие. Задача экспозиции - не только наиболее полно представить наследие русского художника, но и предложить зрителю современную интерпретацию его творчества.

Выставка продлится в Москве до 18 августа. Но уже сейчас эксперты спорят о том, побьет ли она предыдущий рекорд посещаемости, установленный ретроспективой художника Валентина Серова.

На "Деловом завтраке" в "РГ" директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала, почему Репин и в ХХI веке остается нашим современником, вокруг работ которого кипят страсти.

Малоизвестные факты отношений Ильи Репина с женщинами

"Репин - это не "отрадная" живопись Серова и не впечатляющие морские пейзажи Айвазовского. Эта выставка потребует серьезной внутренней работы от каждого посетителя. Мы предлагаем сложный полифонический взгляд на этого художника... Репина мы показываем как художника очень сложного и невероятно актуального, - рассказала "РГ" Зельфира Трегулова. - Я сама принадлежу к поколению, которому в советское время искусство Репина навязывалось как художественная истина в последней инстанции, как воплощение реализма, на повестке дня которого были социальные задачи.

В 1970-е годы, когда я училась в МГУ на отделении истории искусств, а потом в аспирантуре, Репин нам был неинтересен. Были интересны Серов (кстати, ученик Репина), Врубель, "Мир искусства". Может быть, "Бубновый валет". Больше мы, увы, ничего не знали.

На все искусство авангарда отводилось полтора академических часа. Никаких книг об авангарде не было. И только благодаря почти тайному походу с нашим преподавателем Михаилом Михайловичем Алленовым в запасники Третьяковской галереи мы могли видеть произведения Натальи Гончаровой, Любови Поповой, Ольги Розановой… В учебниках этих имен не было. Это сегодня произведения художников русского авангарда составляют основу постоянной экспозиции "Искусство XX века" в Новой Третьяковке, они невероятно востребованы на зарубежных выставках. А тогда передвижники были "наше все". При этом и тогда было понятно, что Репин - художник милостью Божьей. Но казалось, что он наступает на горло собственной песне, чтобы откликнуться "на злобу дня"...

Если же вы мне сегодня зададите вопрос, кого я предпочитаю: Репина или "мирискусников", я, ни секунды не задумываясь, отвечу, что, конечно же, Репина".

"Деловой завтрак" с Зельфирой Трегуловой
Арт Москва Столица