Сейчас документ проходит публичное обсуждение и независимую антикоррупционную экспертизу.
Прошло почти пять лет, как был утвержден приказ минкульта, который устанавливал единый порядок классификации объектов туристской индустрии. Но впоследствии было принято решение разработать отдельные законодательные акты по классификации каждого из них, напоминает историю этого документа профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Наталия Зайцева.
Для гостиниц уже утвердили отдельные правила. Для них классификация с этого года стала вообще обязательной. Для горнолыжных трасс и пляжей, как и раньше, ее предполагают оставить добровольной. Хотя минкульт еще в 2016 году предлагал сделать обязательной классификацию трасс. Подобная практика очень широко распространена за рубежом.
Ведь смысл любой классификации, напоминает Наталья Зайцева, - обеспечить туристов и отдыхающих объективной информацией о состоянии объекта туристской индустрии и за счет этого повысить его конкурентоспособность на внутреннем и международном рынке туризма. Если человек готов платить большие деньги за отдых, он будет выбирать четырех- и пятизвездочные отели, в которых предполагается определенный уровень сервиса. Безусловно, отмечает эксперт, в каждой стране будут свои требования и понятия о сервисе. Поэтому 5 звезд в Египте обычно отличаются от 5 звезд в Германии. Но общие принципы все-таки схожи: чем выше сервис, тем больше звезд. В случае с горнолыжными трассами, помимо обустройства общей инфраструктуры и комфорта, должен еще оцениваться уровень безопасности. Как отмечают в минэкономразвития, по данным федерального перечня классифицированных гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей, на январь этого года в России все-таки классифицировано более 150 трасс и пляжей. Есть такие трассы на сочинском горнолыжном курорте "Роза Хутор". По словам Зайцевой, классификация пляжей тоже проходит. Больше всего таких пляжей в Сочи , Анапе, Геленджике. Под синим флагом (свидетельство высшей категории) работают более 30 пляжей. Туристам удобно ориентироваться на цвет флага, который отражает совокупность нескольких характеристик пляжа - безопасность, уровень комфорта, ассортимент услуг. Так, на пляжах первой категории обязательно должны быть туалеты, души, кабинки для переодевания, пляжные зонты, столики и шезлонги с матрасами на них. На них должны быть кафе и различные анимационные зоны, площадки для пляжного волейбола, бадминтона, детские игровые зоны. К таким пляжам должны вести дороги, по которым можно подъехать на машине и оставить ее на парковке. Территории мест отдыха должны тщательно очищаться от мусора, иметь обозначенные буями границы заплыва и спасательные посты.
"Есть вероятность, что эта информация будет аккумулирована в Единый реестр Минэкономразвития России, который еще не заработал", - отмечает Наталья Зайцева.
Классификацией занимаются аккредитованные организации. Например, Российская гостиничная ассоциация. Стоит эта услуга для заявителя порядка 40 тысяч рублей. Деньги для бизнеса небольшие, а наличие "звезд" впоследствии даст больше посетителей. Впрочем, те же "звезды" увеличивают и цены на услуги. Не появится ли у владельцев пляжей (а они обычно принадлежат отелям, пансионатам, домам отдыха) соблазн сделать их закрытыми и платными? По словам Зайцевой, закрытые пляжи и сейчас существуют. Они принадлежат санаториям, пансионатам, гостинцам, и на них могут попасть только отдыхающие там люди. Но это и сейчас не очень согласуется с водоохранным законодательством, по которому доступ к воде должен быть открыт для всех.