Член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Александр Субботин акцентировал внимание на том, что для формирования единого экономического пространства в рамках ЕАЭС порой не хватает согласованности. Он отметил, что сегодня ЕЭК готова рассматривать каждый случай, когда товары того или иного предприятия не пустили на общий рынок.
- Мы постоянно отслеживаем жалобы предприятий на то, что их не пускают на рынок или притесняют на рынке, - отметил Александр Субботин. С 2017 года комиссия проводит опрос ключевых предприятий стран ЕАЭС, чтобы сформировать базу ограничений или препятствий, которые возникают в сфере торговли промышленными товарами. Уже в первый год было выявлено порядка 30 таких препятствий. В 2018 году в опросе приняли участие 689 ведущих предприятий стран ЕАЭС, было выявлено 12 препятствий. Все выявленные барьеры и ограничения обсуждаются на Коллегии ЕЭК.
- Страна, которая приняла тот или иной законодательный акт, не соответствующий наднациональному законодательству и ущемляющий права других государств ЕАЭС, получает уведомление, чтобы она его изменила либо отменила, а потом отчиталась в комиссии, - пояснил Александр Субботин. - Сейчас мы только оттачиваем механизм устранения барьеров...
Обсуждая вопросы осуществления импортозамещения в приоритетных сферах экономики, министры, по словам Александра Субботина, пришли к общему мнению: сейчас необходимо ставить вопрос не просто об импортозамещении, а о том, чтобы продукцию стран ЕАЭС совместно продвигать на рынки третьих стран, то есть осуществлять совместное стимулирование экспорта.
- Если говорить про крупные проекты, то сейчас обсуждается вопрос создания транснациональной евразийской корпорации, - сказал Александр Субботин. - Обсуждается и определяется отрасль, в которой можно было бы сделать хотя бы первый пилотный проект по аналогии с Airbus в Евросоюзе, концерном MAN, Porsche и так далее.
По словам министра ЕЭК, есть несколько проектов, которые практически находятся на стадии "на выходе". Например, создание единого ювелирного бренда.
- Как выяснилось, создать его достаточно легко. Проблема лежит в несколько иной плоскости - как вместе "торговать на третьи страны". Ведь нередко мы конкурируем между собой. Необходимо убрать ненужную конкуренцию, объединить наши усилия и создать свою нишу, - отметил Александр Субботин.
Успешно начало развиваться сотрудничество стран ЕАЭС в сфере космоса, намечены программы по созданию евразийского трактора, двигателя, комбайна. Словом, программ немало, дело - за их реализацией.