20.03.2019 15:55
Культура

В Казани разыграли два миллиона рублей среди молодых режиссеров

В Казани молодые режиссеры презентовали свои кинопроекты
Текст:  Олег Платонов
Российская газета - Неделя - Волга-Урал: №61 (7819)
В Казани на всероссийском питчинге молодые киномастера определились с темами, которые интересуют зрителя
/ Олег Тихонов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Два миллиона рублей от Министерства культуры РТ на съемку кино для молодых кинематографистов разыграли в Казани на форуме "Время кино". Корреспондент "РГ" выяснял, что теперь предпочтительнее снимать, почему патриотизм опять в моде и как сделать отечественные фильмы прибыльными.

Голодать по контракту не получилось

Во время третьего всероссийского питчинга в рамках седьмого форума "Время кино" министр культуры РТ Ирада Аюпова на презентациях обратилась к участникам:

- Самое важное, что я могу вам сказать, - это не бояться сделать первый шаг. В современной культуре сегодня должно присутствовать умение презентовать и дискутировать, потому что если у нас будет только монолог, и мы не услышим наших коллег, никакого развития не последует.

А молодежь и не стеснялась, выдвигая оригинальные идеи и презентуя проекты на разной стадии готовности, начиная от просто замысла и заканчивая трейлером уже фактически готового фильма. Главное условие - часть картин обязательно должна сниматься в Татарстане.

Фильм "Балканский рубеж" рассказывает о том, о чем раньше молчали

Что же хотят молодые кинематографисты показать зрителю?

Жюри раскритиковало концепцию подростковой драмы "Город Брежнев". Артем Потехин решил экранизировать одноименный роман Шамиля Идиатуллина в своей интерпретации. По его мнению, это должна быть жесткая история любви с войнами группировок, подставами и сломанной жизнью. И все это на фоне того беспредела, который творился в Набережных Челнах в конце 80-х.

А картина "О, проклятая жажда золота", представленная Романом Ишкининым, вызвала интерес. Молодой человек вместе со своей группой решил снять аналог "Приключений итальянцев в России", однако, по замыслу, теперь уже россияне попадают в подобную ситуацию в Италии. По словам режиссера, со стороны некоторых итальянских чиновников уже есть заинтересованность в данном проекте, поскольку это даст дополнительный туристический импульс тем местам, где планируются съемки. Но проект пока только на стадии задумки, не распланирован даже бюджет картины, поэтому идею отложили на будущее.

"Кахексия" Алины Галимуллиной второй раз участвует в питчинге. Фильм уже снят, но на монтаж и постпродакшн нужны средства. Оригинальный замысел оказался следующим: студенты принимают участие в безобидном на первый взгляд эксперименте, но что-то пошло не так, и добровольная голодовка превращается в вынужденное голодание. В результате у героев начинаются галлюцинации, они погружаются в события 20-х годов прошлого столетия, времен голода в Поволжье. Причем в фильме воссозданы реальные истории, которые происходили в те трагичные дни.

- Скажите, а что, актеры в вашей картине действительно голодали? - поинтересовался один из членов жюри.

- Если бы был большой бюджет, то мы могли бы наших актеров по контракту обязать сесть на жесткую диету. А так правдоподобность происходящего на экране достигалась с помощью грима.

Не на земле и не на воде

Главный приз на съемку полнометражного игрового кино завоевал Булат Сабитов с картиной "Я приду". Это подростковая драма, рассказывающая о судьбе 17-летнего юноши, который по глупости стал соучастником преступления и попал в колонию. Действие начинается с бегства главного героя из исправительного учреждения вместе с 12-летним беспризорником по прозвищу Малек.

- Это фильм о дружбе, одиночестве, надежде, - признался продюсер картины Денис Супрунов. - Бюджет картины - свыше четырех миллионов рублей, больше половины мы собрали, это наши собственные деньги и средства партнеров. Нужно еще полтора миллиона, чтобы завершить проект.

Дмитрию Медведеву рассказали, какой силой обладают отечественные фильмы

Среди документальных полнометражных лент запомнился "Дебаркадер".

- Это не судно и не здание. Толком непонятно, где находится: и не на земле, и не на воде, не в городе, не в деревне, - говорит режиссер Мария Мурашева. - Все время между. Дебаркадер постоянно концентрирует вокруг себя людей и события. Картина снималась на протяжении летнего сезона и для усиления эффекта присутствия не имеет ни единого закадрового слова.

Жюри решило также отметить "Чистопольскую тетрадь" Ришата Нафикова. Главный герой из неблагополучной семьи, украв деньги, прячется от преследователей в чистопольском музее и случайно натыкается на тетради писателей, эвакуированных в город во время Второй мировой войны. И это кардинально меняет его жизнь.

Призовой фонд от Молодежного центра Союза кинематографистов России в партнерстве с Фондом президентских грантов в размере 500 тысяч рублей с целью запуска производства получил проект Павла Москвина "Солдатская шапка". Игровая короткометражка рассказывает о конфликте двух татар - солдат, которые попали в сложную ситуацию. Один за глобализацию, другой - за национальную идентичность. И вместе им, несмотря на разногласия, нужно выбираться из-под обстрела.

От "Цитадели" до "Т-34"

Патриотический крен в выборе победителей оказался неслучайным, в Россию вернулось понятие государственной политики в области культуры и кинематографии. Этого не скрывал советник министра культуры РФ Андрей Сорокин.

- Мы руководствуемся четкими государственными установками, что нам нужно и должно делать за средства налогоплательщиков, - говорит он. - Сегодня минкульт стал ориентироваться на кинематограф как на самостоятельную отрасль экономики. Мы рассматриваем его не столько как высокое искусство, которое живет само по себе, сколько как инструмент донесения от кинематографиста до зрителя какой-либо идеи.

Новый российский сериал "Эпидемия" покажут на фестивале в Каннах

- Первое - мы приучали кинематограф работать на зрителя. Вернулись к экономической идеологии советского кино. В Советском Союзе оно не было дотационным и по принесенным доходам занимало третью строчку в бюджете. И наше представление о том, какой может быть успешной картина, совпало с представлением об этом самих зрителей.

Он привел в пример "Цитадель" Никиты Михалкова, которая провалилась в прокате, и нынешний хит "Т-34", принесший создателям 2 миллиарда рублей. По содержанию и отдаче в этом направлении российское кино сделало огромные шаги.

- Было понятно, что зрителя интересуют военно-историческая тематика, спорт и космос. Потому что это близко нам, и по определению эти области для нас триумфальны. В них есть светлые образы и легенды. И не нужно ничего придумывать. Это блестяще было доказано целой галереей фильмов последнего времени.

По словам советника, у нашей истории есть целая система национальных легенд и образов. Наши бренды, начиная с панфиловцев и заканчивая Т-34. И если эти образы положить на голливудский механизм создания картин, то можно получить хороший результат, как бы намекая, в какую сторону нужно двигаться молодым кинематографистам.

Справка "РГ"

Питчинг означает устную и визуальную презентацию кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать данную идею. На данном форуме среди строгого жюри - представители кинокомпаний, Минкульта РФ и РТ, а также профильные спонсоры, предлагающие в качестве приза оборудование, юридическое и коммерческое сопровождение кинопроектов.

Наше кино Казань Волга-Кама