Сад будущего
Одна из участниц проекта ВПП ООН - школа малого города Орловка Кеминского района Чуйской области. Учебное заведение носит имя Героя социалистического труда Григория Кудряшова, возглавлявшего в свое время местный горно-обогатительный комбинат, где добывался свинец.
На днях в школе прошла необычная акция - закладка сада будущего. Старшеклассники, готовящиеся к выпуску, посадили более сотни фруктовых деревьев. Таким образом ребята оставили память о себе, а также отметили Всемирный день горячего школьного питания. Сама же школа подключилась к программе около двух лет назад.
- Начиная с 2006 года, мы самостоятельно пытались внедрить горячие питание в школе, - вспоминает директор учебного заведения Павел Попов. - Делать это было очень трудно. У нас была кухня, но оборудование сильно устарело. Постоянно что-то перегорало. Да и электричества тратилось столько, что школьный бюджет не выдерживал. Затем узнали, что есть проект Всемирной продовольственной программы, подали заявку. Когда оттуда приехали специалисты и увидели нашу кухню, ужаснулись: помещение напоминало что-то среднее между сараем и складом. Потом подключилась местная администрация и изыскала деньги на помещение. Сотрудники ВПП завезли оборудование и обучили поваров. Под столовую решили приспособить актовый зал, куда провели водопровод. Российский институт отраслевого питания подарил удобную мебель. По тендеру у местных фермеров закупаем продукты. Словом, сейчас наши ребята едят вкусные каши, супы, салаты.
Кухонным хозяйством школы руководит Гульмира Коргуева. Она так сумела организовать работу, что ей позавидовали бы шеф-повара хороших ресторанов. Особенно младшеклассникам понравились ее пирожки с повидлом, которые подают к обеду с компотом.
- Институт отраслевого питания России подарил нам поваренную книгу с многочисленными рецептами, - рассказала Гульмира Коргуева. - Учтено все - от количества закладки сырых продуктов, до выхода готового блюда. Ну а дети есть дети: кто-то не любит кашу, кто-то - борщ. Мы следим за тем, что ребятам нравится больше, и стараемся учитывать их вкусы. Работаем на кухне втроем. За раз кормим по два-три класса. В общей сложности каждый день готовим 350 порций горячих блюд.
Совсем скоро в школе появятся и собственные фрукты. Заложенный старшеклассниками сад начнет плодоносить через три года, и к столу школяров будут подавать варенье и пирожки с джемом. Как сообщили в ВПП ООН, всего у школ Чуйской области будет высажено около трех тысяч фруктовых деревьев.
Столовая вместо химии
Для директора орловской средней школы N 2 Галины Шакул стать участником проекта ВПП ООН было делом чести. Она, что называется, успела запрыгнуть в последний вагон. Представителей института отраслевого питания, ВПП ООН и местную администрацию взяла практически измором, забросав письмам и звонками с требованием включить школу в проект.
- В советское время все было централизовано, а после распада пришлось процесс налаживать самим, - вспоминает Галина Шакул. - Никто толком не знал, как и что нужно делать. Я поехала по детским садам, чтобы посмотреть, как организовано горячее питание в дошкольных учреждениях. Потом мы с коллегами до ночи сидели в моем кабинете и на весах взвешивали, сколько надо крупы, масла, других продуктов. А затем узнали о проекте ВПП ООН. В программе должны были участвовать девять средних школ Кеминского района. Предпочтение отдавалось тем, где пищеблоки и санузлы были в более-менее удовлетворительном состоянии.
Директор собрала педагогов, чтобы сообща решить, что можно приспособить под столовую. Остановились на кабинете химии, куда был подведен водопровод. Галина Шакул поехала в местную администрацию. Там пошли навстречу и выделили деньги на ремонт. Словом, за полтора месяца новая столовая была готова. Заодно отремонтировали и кухню. Сегодня этим хозяйством заведует шеф-повар Любовь Дмитриева. Главное, по ее словам, чтобы продукты были свежими и качественными.
- Я почти всю жизнь проработала поваром в детском саду, а там требования к блюдам очень строгие, - рассказала Любовь Дмитриева. - В школе намного легче, потому что на кухне установлено современное оборудование, а это сказывается и на качестве, и на времени приготовления пищи. Начинается утро с приготовления теста для хлеба и булочек или пирожков, которые сами выпекаем. Меню на следующий день выбираем вечером. Главное - четко рассчитать время, чтобы к 10 часом все было готово. Что касается напитков, то мы полностью отказались от чая и подаем к столу только компоты из сухофруктов и шиповника. Его у нас в окрестностях много, и ребята, когда отправляются в поход, собирают ягоды и приносят. Мы сушим их на зиму.
На следующей неделе в школе N 2 старшеклассники тоже намереваются посадить фруктовый сад. Место выделено и уже огорожено, припасены саженцы и под них даже вырыты ямки.
Правила успеха
В Киргизии финансирование системы школьного питания гарантировано законом. Документ парламентарии одобрили еще в 2006 году. Однако о том, как школам самостоятельно наладить процесс, никто подумать не удосужился.
Деньги выделяются из бюджета немалые, но используются неэффективно. Возможно, потому, что во многих школах предпочитали работать по устаревшей схеме. В регионах, как правило, определялся поставщик, с ним заключался контракт на поставку выпечки. Ее предлагалось запивать чаем из пакетика, залитого кипятком. Быстро, но полезно ли? Эксперты, изучавшие ситуацию, предложили школам самим участвовать в составлении меню.
Комплексную оценку в пилотных школах проекта специалисты ВПП ООН и Агентства инициатив развития проводили совместно. По их данным, сейчас более 60 процентов учебных заведений, включенных в программу, имеют сад, почти 40 процентов - огород, и все используют собственный урожай для организации школьного питания.
Кстати, в некоторых сельских школах теперь содержат живность и даже пасеки. В столовых подают свежее молоко, мясо, яйца. Правда, настолько повезло с хозяйством только тем учебным заведениям, которым активно помогают местные органы власти.
Андреа Баньоли, страновой директор ВПП ООН в КР:
- ВПП ОНН работает по проектам организации горячего питания в школах в более чем 70 странах мира. У нас накоплен большой опыт. Программу по оптимизации горячих обедов для младшеклассников мы запустили в 2013 году вместе с министерством образования и науки Киргизии. Суть заключается в том, чтобы на те деньги, которые выделяет государство на школьное питание, дети получали не булочку с чаем, а полноценные блюда - каши, супы, салаты, свежую выпечку.
Когда проводили оценку возможностей школ, выяснилось, что почти везде устаревшее кухонное оборудование, нет элементарных условий - воды и канализации. Поэтому при поддержке местных властей в школах, которые участвуют в проекте, был проведен ремонт. Проложили водопровод, реконструировали электроснабжение. По линии ВПП ООН при финансовой поддержке России поставлено современное кухонное оборудование, включая жарочные шкафы, плиты, посудомоечные машины. Обучили поваров, чтобы они могли составлять оптимальную рецептуру блюд. Ведь то, что едят дети, должно быть не только вкусным, но и сытным, а главное - полезным. В общей сложности в рамках программы разработано 144 рецепта, начиная от первых блюд и заканчивая напитками.