Более серьезные проблемы могут возникнуть в отдаленных деревнях, где нет покрытия цифровым сигналом. За каждой закреплен конкретный оператор, он обязан обеспечить прием волн со спутников. Деньги с жителей возьмут только один раз, за подключение, за абонентское обслуживание ничего платить не придется. Об этом рассказал на деловом завтраке в уральском филиале "РГ" Дмитрий Шалабодов, руководитель свердловского управления антимонопольной службы. Ей, кстати, поручено мониторить продажи ТВ-приставок, чтобы не допустить необоснованного роста цен.
Дмитрий Валерьевич, в регионах "первой волны" ФАС уличила торговые сети в преднамеренном удорожании декодеров. А как у нас?
Дмитрий Шалабодов: Давайте поясним для начала: части абонентов они просто не нужны, современные телевизоры по умолчанию могут принимать цифровой сигнал. А вот тем, у кого более старые модели, придется приобрести декодер. На Среднем Урале их стоимость колеблется в пределах 1,5-4,5 тысячи рублей. Существенного роста мы не видим, более того, в декабре-январе некоторые марки подешевели почти на 16 процентов.
Финансовая реклама - одна из самых популярных, но люди нередко попадаются на уловки недобросовестных "быстрокредитчиков". Как антимонопольная служба пресекает распространение подобной информации?
Дмитрий Шалабодов: Требования к рекламе финансовых услуг закреплены в ст. 28 ФЗ о рекламе. Зачастую организации, не являющиеся микрофинансовыми, используют в рекламе такие выражения, как "кредит под низкий процент", "быстрое получение кредита", "кредит по паспорту за пять минут". Начинаешь разбираться - выясняется, что это обычные посредники между банком и заемщиком, оказывают лишь информационные услуги и юридические - по сбору документов, о чем вроде бы предупреждают, но очень мелким шрифтом где-нибудь внизу плаката. На эту удочку попадаются не только потребители, но и СМИ, когда публикуют объявления. Раньше мы эти ситуации квалифицировали как отсутствие существенной информации, теперь же признаем рекламу ненадлежащей. Ответственность лежит и на рекламодателе, и на рекламораспространителе, то есть на газетах, журналах, агентствах, предоставляющих билборды в аренду. Чтобы они понимали: если это финансовая услуга, кредитование, должна быть лицензия Центробанка.
Как показывают соцопросы, 93 процента свердловских предпринимателей оценивают конкуренцию в своей отрасли как умеренную и высокую. Вы согласны?
Дмитрий Шалабодов: Уровень конкуренции в регионе измеряется 33 показателями, привязанными к социально значимым рынкам. Допустим, негосударственное дошкольное образование всегда считалось муниципальным, как и автобусные перевозки, а сегодня у нас 97 процентов межмуниципальных маршрутов обслуживают частники. Ничего плохого в этом нет: государство не тратит свои деньги на создание автопарков, техобслуживание.
К сожалению, бизнес тоже не тратит, это показывают проверки ГИБДД. Сегодня в Екатеринбурге, по данным мэрии, 80 процентов маршрутов обслуживают коммерческие перевозчики. Хотели уменьшить количество транспорта в городе, а получилось - увеличили. И качество его работы вызывает вопросы.
Дмитрий Шалабодов: Транспортные компании выполняют муниципальный контракт. В нем прописаны все условия: требования к автопарку, персоналу, периодичность работы на маршруте и т. п. Если мэрия видит: машины не соответствуют технической безопасности, систематически нарушается расписание, она должна расторгнуть договор. К сожалению, мы часто видим, что заказчик формально исполняет закон. Это подтверждает практика рассмотрения жалоб на автобусные перевозки в Екатеринбурге за последние 2-3 года. УФАС ни одного дела не проиграло. Буквально на прошлой неделе завершился очередной судебный процесс. Помните, осенью 2018-го администрация города объявила конкурс на обслуживание маршрутов № 014, 016, 021 и 083? Их хотели заполучить сразу семь фирм, а выиграла одна - за 27 миллионов рублей. Не потому что это лучшее предложение, просто заявки остальных отклонили. Причем неправомерно - в этом Арбитражный суд Свердловской области согласился с нами, и результаты конкурса отменят.
Нечто похожее мы наблюдаем в сфере школьного питания, где вытеснить мастодонтов невозможно, даже если на них заводят уголовные дела и Роспотребнадзор пачками выписывает штрафы. Наглядный пример - история со школьно-базовой столовой "Золушка". В мэрии нам ответили, что не имеют права не допускать кого-либо к торгам, а "ошибки бывают у всех".
Дмитрий Шалабодов: Не надо никому запрещать участвовать в конкурсах, нужно контролировать исполнение контрактов. Ведь в чем суть проблемы? Никто не следит за тем, как и что готовят на пищеблоках той же "Золушки". А ведь это МУП, тут не скажешь: пришел частник, обрушил цену на торгах и теперь плохо кормит детей. У муниципального предприятия заказчик - сам город. И он же учредитель, то есть назначает директора, выдает задания. Школьные медики или другие должностные лица обязаны ежедневно проверять, как оказывается услуга: если блюда несъедобны, на кухне нарушаются санитарные правила, нормы закладки продуктов и т.п., сообщать в Роспотребнадзор.
Еще одна больная тема - размещение нестационарных объектов торговли (НТО). ФАС считает, что все предприниматели находятся в равных условиях: кто больше готов заплатить за аренду, тот и получит место. Но как можно пиво и шаурму ставить в один ряд с киосками прессы? Все-таки газеты и журналы - социально значимый товар, который не приносит огромного дохода.
Дмитрий Шалабодов: Действительно, у нас было очень много обращений, когда по надуманным основаниям кого-то исключали из схемы размещения, а кого-то включали на эти же самые места. Возбуждали дела в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, суды нас поддержали: волюнтаристский подход здесь неуместен. Некоторые попытались позицию ФАС вывернуть и превратить в фарс: мол, втыкайте ларьки с шаурмой где хотите, хоть на центральной площади. На самом деле мы говорим о другом: никто не имеет права выкинуть из схемы размещения то, что уже было раньше, если это не нарушает иных норм законодательства: земельного, градостроительного, пожарного. В Москве ларьки стояли над тоннелем метро, в охранной зоне - это нарушение, как и установка на теплосетях. Муниципалитет может добавить в схему только новые места и выставить их на торги.
Пару недель назад СМИ всколыхнула фейковая новость, что ФАС одобряет рост цен на продукты. Позже выяснилось: слова вашего коллеги выдернули из контекста. Но почему все-таки мнение потребителей зачастую расходится с позицией антимонопольного органа? Люди говорят: яйца подорожали еще перед новым годом. Точка зрения ФАС - цены существенно выросли только на капусту, пшено и лук. Какой процент прироста является критичным для мониторинга?
Дмитрий Шалабодов: В любой стране, даже самой социально и экономически продвинутой типа Норвегии, цены растут и падают, поскольку экономика строится на спросе и предложении. Иначе будет дефляция, а это намного хуже, чем инфляция, по мнению экономистов. В мониторинг попадают только социально значимые продукты, критическая отметка - плюс 30 процентов в месяц, тогда правительство РФ может стабилизировать цены на определенной территории на срок не более 90 дней.
За последние 15 лет такого не случалось ни разу, хотя регулярно возникает искусственный ажиотаж то вокруг гречки, то яиц. Я сам регулярно хожу в магазины: килограмм гречневой крупы сегодня можно купить за 30 рублей, а когда-то было 100, и все переживали, что не хватит. По ряду дел наказали поставщиков, у них возникло затаривание - некуда девать товар. После этого цены пошли на спад.
В 2019 году мы получили несколько жалоб на удорожание куриных яиц, провели проверку. Действительно, цены в рознице выросли. Так, в магазинах "Елисей" категорию С1 в ноябре продавали по 66,9 рубля, в январе - по 78. В "Магните" рост составил 16,5 рубля. А вот в "Монетке", напротив, товар подешевел с 64 до 56 рублей. Поставщики ссылаются на то, что отпускные цены подняли производители, те, в свою очередь, на удорожание зерна - это основной компонент в составе комбикорма.