Объявил о создании новой информационной системы глава минпромторга Денис Мантуров в январе. Ближайшая аналогия для нее - ЕГАИС для рынка алкоголя, объясняет Кулешов. "Топливная" система будет интегрирована с базами других госорганов. Обмен данными с Федеральной налоговой службой позволит отслеживать движение топлива до бензобака, с Федеральной таможенной службой - пресечь "экспортную" схему появления контрафакта, когда на заправках оказывается якобы предназначенное для экспорта топливо (допускается его производство по пониженным требованиям), с Росаккредитацией - контролировать прохождение испытаний топлива на соответствие техрегламенту, которые Росстандарт сейчас требует проводить не только при отгрузке с НПЗ, но и с нефтебаз.
Предполагается, что присоединение к новой системе участников рынка потребует от них минимальных затрат: у многих из них уже есть корпоративные системы учета количественных и качественных показателей топлива, их интеграция с единой базой данных будет максимально упрощена, сказал Кулешов.
Общероссийская информационная система будет автоматически отслеживать все этапы движения топлива и позволит понять, какую итоговую смесь заправляет автовладелец на АЗС. Предположим, с двух НПЗ отгружается по 100 тонн топлива в 20 условных бензовозов, и они поступают на одну нефтебазу под двумя паспортами качества. При отгрузке с базы оформляется новый паспорт с привязкой к двум предыдущим, а на АЗС, куда поступила смесь из продукции тех самых двух НПЗ, фиксируется каждая заправка, и если изначально было 200 тонн, то по бакам должно быть разлито тоже не более 200 тонн с поправкой на метрологическую погрешность. Этот механизм блокирует возможность на одном из этапов подмешать к качественному топливу продукцию сомнительного происхождения и под нормальными документами поставить опасную смесь на АЗС.
Проект прослеживаемости на топливном рынке - редкий пример, когда бизнес, работающий по правилам, выступает активным союзником регуляторов. Его пилотный этап, на котором будут апробированы технические решения, запущен на инфраструктуре нефтебазы "Ручьи" в Ленинградской области, принадлежащей Петербургской топливной компании, соглашение с ней Росстандарт подписал 22 марта, в апреле-мае ожидается подключение новых участников, выразивших свою заинтересованность. Все участники будут задействованы в подготовке техзадания системы, в качестве технологического эксперта Росстандарт привлек "дочку" "Ростеха" - "Электронный паспорт". На региональном уровне пилотный проект ведет техническая рабочая группа при руководителе Северо-Западного межрегионального территориального управления Росстандарта Андрее Челышеве, промежуточные итоги будут подведены в июне-июле.
С 2020 года планируется масштабировать проект прослеживаемости на всю страну, но все еще как эксперимент с добровольным участием. С конца 2021 года или начала 2022 года предполагается уже полноценная работа системы с введением административной ответственности за отказ присоединиться к системе.
Масштабная кампания по зачистке рынка от контрафакта, начатая в 2015 году с первой волны внеплановых проверок АЗС (за 2015-2018 годы проверено свыше 6,5 тысячи организаций нефтепродуктообеспечения), а также введение в 2018 году штрафов с оборота привели к сокращению доли фальсификата более чем в два раза (с 20 до 9 процентов), открыв добросовестным участникам рынок на 300 миллиардов рублей в год. Остающиеся в "серой" зоне около 10 миллионов тонн дизтоплива и бензина - "цель" новой системы учета. Часть "серого" рынка перейдет в "черную" зону, признает Кулешов, она не исчезнет, пока недобросовестные транспортные организации будут предъявлять спрос на "левое" топливо, но по крайней мере с этим не должен сталкиваться рядовой потребитель. Проблема контрафакта на топливном рынке связана прежде всего с работой нефтебаз и мини-НПЗ, им предстоит провести модернизацию и перейти на светлую сторону рынка либо уйти с него, считает Кулешов.
Санкт-Петербург не первый раз стал площадкой для внедрения новых методов наведения порядка на топливном рынке. В апреле 2018 года там прошли обкатку методические рекомендации по общественному контролю качества топлива, они позволили свести к минимуму "потребительский терроризм" и повысить прозрачность и эффективность работы общественных и мониторинговых организаций. Теперь с применением доработанной "методички" будет оцениваться эффект проекта прослеживаемости на ситуацию с качеством топлива в регионе, сказал Кулешов.