27.03.2019 19:15
Культура

Исторические памятники реставрировали компании с низкой квалификацией

Счетная палата: исторические памятники реставрировали компании с низкой квалификацией
Текст:  Евгений Гайва
Российская газета - Федеральный выпуск: №68 (7826)
Большой театр, мемориальный музей Чайковского и множество других объектов историко-культурного наследия России реставрировали компании с низкой квалификацией, выявила Счетная палата (СП).
/ Владимир Иванов
Читать на сайте RG.RU

Из-за ошибок проектировщиков убытки бюджета составили десятки миллионов рублей, а сметы выросли на миллиарды. Контрольное ведомство готовит доклад президенту и обращение в Генпрокуратуру.

Усадьбы, музеи, театры минкультуры реставрировало по федеральной адресной инвестиционной программе. Госзаказчиком выступала дирекция по строительству, реконструкции и реставрации министерства. Средства на федеральные объекты выделяли исправно. Только за 2016 - 2018 годы общее финансирование составило семь миллиардов. Но львиную долю денег не использовали, а работы не выполнили.

В Воронеже заработал инкубатор для архитекторов

Недостатки Счетная палата обнаружила практически на всех этапах реализации инвестпроектов. Выводы по результатам проверки были представлены на коллегии СП. Отчет будет составлен чуть позже, пояснили "РГ" в пресс-службе ведомства.

В 2017 - 2018 годах требовалось сдать 14 проектов, а завершили только один.

План провалили из-за ошибок в расчетах, считают в СП. Проектная документация, разработанная за бюджетные деньги, оказалась несостоятельной. Мало того, что строительно-монтажные работы выполнить по ней невозможно, так еще ошибки столь велики, что угрожают безопасности эксплуатации зданий, пояснили в Счетной палате. Как выяснилось в ходе проверки, дорабатывать проекты нужно по шести строящимся объектам из 11. Естественно, недоделки бюджету влетят в копеечку.

"Например, при корректировке трех проектов - Музейного комплекса в Рязани, Музея космонавтики в Калуге и Художественных мастерских Большого театра сметная стоимость строительства увеличилась на 45 процентов, или на 1,6 миллиарда рублей. Причем в случае Большого театра стоимость возросла более чем на 90 процентов - почти на 900 миллионов рублей", - заявил в ходе коллегии аудитор Михаил Мень.

Причина злоключений в том, что к работе были привлечены проектировщики с недостаточной компетенцией: справиться с заданием они не смогли. А вот заполучить госконтракты им удалось потому, что Дирекция предъявляла недостаточные требования к опыту претендентов, считают в СП. При этом в некоторых случаях начальная цена контракта могла быть завышена.

Представители минкультуры с выводами аудитора согласились и пообещали выполнить все предписания. "Сейчас вся проектная документация проходит двойной контроль на соблюдение графика работ и сметы стоимости", - заверил в ходе все той же коллегии заместитель министра культуры Сергей Обрывалин.

Вот только фактически не выполненные работы уже оплачены, а заставить подрядчиков переделать проекты не так-то просто. Четверо первоначальных проектировщиков из 11 же находятся в стадии ликвидации, а еще трое могут стать банкротами, отмечают в СП. В результате экономический ущерб и риски ущерба составили почти 57 миллионов рублей, подсчитали в контрольном ведомстве. Например, для доработки проекта строительства Музейного комплекса в Рязани требуется 23,7 миллиона рублей, смета строительства выросла на 348,5 миллиона.

В СП указывают на пробелы в нормативной базе. В законе о контрактной системе нужно прописать обязательный предквалификационный отбор участников конкурса по проектированию, считают в контрольном ведомстве.

"Минфин планирует в будущем вводить понятие предквалификации. Это хороший шаг, но он будет возможен лишь через 5-7 лет", - говорит замдиректора Центра профессионального развития госслужащих РАНХиГС Николай Баранов. Предквалификация предполагает предварительный отбор до конкурса возможных поставщиков услуг по критериям надежности, репутации, наличия специального оборудования, персонала, прошедшего обучение. Но это сразу же отсечет малый бизнес, а в России сейчас, напротив, решается задача расширения его доступа к госзакупкам, поясняет эксперт.

А вообще, законодательство вполне позволяет госзаказчикам выбирать квалифицированных исполнителей, нужно лишь устанавливать правильные требования к качеству работ, добавляет Баранов. "Безусловно, основной вопрос к заказчику и его техническому представителю, насколько они сами квалифицированны, ответственны и порядочно относятся к выбору подрядчиков", - соглашается руководитель проектов Межрегиональной ассоциации архитекторов и проектировщиков Елена Ротмистрова.

В 2017 - 2018 годах требовалось сдать 14 проектов, а завершили только один. План провалили из-за ошибок в расчетах, считают в Счетной палате

"Вероятно, процедуры были выполнены корректно и показатели квалификации проектировщиков были учтены. Однако стоимость работ могла все же сыграть свою роль, и заказчик был вынужден исходить из этого критерия, чтобы уложиться в смету", - говорит эксперт. К тому же порой заказчики сами выставляют проектировщику такие требования, что тот вынужден жертвовать своей репутацией, лишь бы получить работу, добавляет эксперт.

Возможно, для отбора исполнителей работ по реконструкции и реставрации памятников культурного наследия стоит создавать жюри из профессионалов, предлагает Елена Ротмистрова. Эффективным может быть привлечение к ответственности и саморегулируемых организаций (СРО), как это предлагают в СП. Но СРО не могут вторгаться в коммерческую деятельность компаний, в этом смысле у них связаны руки, добавляет эксперт.

Между тем

Особняки уходят по рублю

Самый старый каменный дом Воронежа, усадьбу Гардениных, выставят на продажу по символической цене в один рубль. Власти не видят другого способа спасти аварийный памятник архитектуры.

- Он рушится на глазах, стал приютом для бомжей, а подвалы изрыты "черными копателями", которые до сих пор ищут гарденинские клады, - рассказал руководитель регионального управления по охране объектов культурного наследия Владимир Перцев. Ситуация осложняется тем, что у здания два хозяина. Большая его часть принадлежит Росимуществу, но некоторые помещения - муниципалитету. В итоге оба собственника уже много лет не делают ничего для спасения постройки.

Особняк построили в 1735 году. В начале XIX века обедневшие потомки Потапа Гарденина продали усадьбу. В ней жил дворянин, потом в доме устроили школу кантонистов, а во флигеле - военный арестантский дом. После революции купеческий особняк заселили рабочие. К началу XXI века двухэтажное строение сильно обветшало и было признано аварийным, последний житель покинул его в 2007 году. "Прямой потомок Потапа Гарденина работает охранником в КБ химавтоматики, - рассказал краевед Владимир Елецких.

Служба по охране памятников намерена выступить с ходатайством о передаче особняка "в хорошие руки". Новый владелец обязан будет в семилетний срок отреставрировать усадьбу по согласованному с охранным ведомством проекту. Местные бизнесмены уже присматривались к историческому месту и дому "с родословной".

Как создают Ржевский мемориал: уникальные фото- и видеокадры

- С домом Гарденина может произойти та же история, что и с дворцом Романовых в Липецкой области, - считает Владимир Елецких. - Его продали за 60 тысяч рублей, новый хозяин отреставрировал дворец и обнес его забором, закрыв доступ посторонним.

В Ярославле варианту продажи аварийных памятников за рубль предпочли сдачу их в аренду по льготной ставке - рубль за один квадратный метр. Как пояснил первый зампредседателя комитета по управлению муниципальным имуществом Константин Громов, первый вариант более затратен для городского бюджета, поскольку предполагает разработку собственником эскизного проекта. В случае аренды этого делать не нужно. Первый аукцион был объявлен совсем недавно - с 4 марта.

В Ярославле насчитывается шесть памятников, подходящих под необходимые критерии, то есть находящихся в неудовлетворительном состоянии. По одному документы еще готовятся, а пять сейчас выставлены на аукционы. В том числе три бывших жилых здания, построенных в XIX веке для работников Ярославской мануфактуры. Эти полуразрушенные "убитые" трехэтажки из красного кирпича выставлялись на продажу много раз, но желающих купить и вложиться в их восстановление пока не находилось.

Подготовили Антон Валагин (Воронеж), Элина Труханова (Ярославль).

Музеи и памятники Счетная палата