Вдали от софитов
Последние несколько лет сотрудники Костромского драмтеатра имени Островского, недавно отметившего 210-летний юбилей, поддерживают добрую традицию: проводят выставку рукодельных сувениров. В свободное от работы время изготовлением необычных поделок занимаются многие актеры, режиссеры и даже директор. Накануне Дня театра, который отмечается 27 марта, корреспонденту "РГ" довелось побывать за кулисами и узнать некоторые секреты театрального рукоделия, скрытые от широкой публики.
- Вы не представляете, сколько у нас талантливых мастеров! - рассказывает о своих коллегах руководитель театра Ирина Третьякова. - Актриса Аня Полицан создает потрясающие сутажные вещи - украшения из шелкового шнура. Актриса Наташа Иншакова - настоящий мастер по работе с бисером. Изысканные ювелирные украшения она может собрать буквально из ничего. Заведующая литературной частью Елена Пучкова делает такие маски, что глаз не оторвать - венецианский карнавал отдыхает! Режиссер Сергей Кузьмич изумительно браширует натуральное дерево, из которого получается мебель в стиле рустик. Руководитель нашего музея театрального костюма Вера Цыпляева прекрасно вышивает и реставрирует нагрудные княжеские украшения с речным жемчугом. Балетмейстер Валентина Толубаева - большой специалист по изготовлению картин из теста. А режиссер Елена Сафонова своими руками сделала потрясающие шкатулки, нарды в технике декупаж для королевы Анны в спектакле "Стакан воды". У нас очень многие что-то мастерят своими руками - при желании можно открыть целый музей!
Любовь к поделкам у Ирины Третьяковой возникла еще во время учебы в школе.
- Мне всегда нравилось что-то делать руками. Я плела макраме, шила, ткала ковры… Во-первых, это здорово успокаивает, а во-вторых, приносит много удовольствия. Но тогда были проблемы с материалами: кроме нитрокрасок и масляных красок, в продаже ничего не было, поэтому в школе это увлечение как-то заглохло, - вспоминает она.
Что скрывают бутафоры?
В настоящую страсть изготовление предметов декора переросло лишь после того, как Ирина Третьякова после окончания вуза пришла работать администратором в театр и впервые оказалась за кулисами.
- У нас есть бутафорский цех, который готовит реквизит для сцены. Когда я впервые все это увидела, то поймала себя на мысли: "Ну надо же, как красиво делают!" Если для спектакля требуется старинное кресло, то достать его крайне сложно: оно стоит бешеных денег. Бутафоры нашли выход: покупают обычное кресло, переобивают его тканью, а потом при помощи монтажной пены добавляют к нему подходящие по стилю пилястры, завитушки… И делают все так искусно, что их не отличишь от элементов из натурального дерева. Когда мы ставили Чехова, на сцене была "мраморная" статуя Венеры без рук. На самом деле Венера была изготовлена из пенопласта. Каркас обернули несколькими слоями марли, посаженной на клей ПВА, а затем покрасили под мрамор - от натурального не отличишь, - с восторгом рассказывает Ирина Третьякова.
Позаимствовав у театральных бутафоров технологию, она организовала у себя дома импровизированную мастерскую. Все годы, пока Ирина Третьякова работала администратором, затем заместителем директора, а потом - директором театра, ее рукодельная коллекция продолжала расти. Технологии она подсматривала на творческих мастер-классах и училась по многочисленным видеоурокам, выложенным в Сети. Сейчас полки в ее домашней библиотеке украшают десятки поделок: изящные самодельные подсвечники, декорированные лепниной часы, чаши, фигурки животных…
Главная страсть Ирины Третьяковой - расписные шкатулки. Основу для них из липы, сосны и березы делает ее муж Александр, у которого в доме есть своя столярная мастерская. К увлечению супруги он относится с уважением и иногда шутит, что после ухода на пенсию им вполне можно подумать об открытии ларька по продаже самодельных сувениров. Но Ирина оценивает такую перспективу скептически.
- На продажу я не делаю ничего. Подарки рождаются у меня долго. Некоторые применяют для ускорения просушки строительный фен, но из-за этого изделия получаются недолговечными. У меня все сохнет в естественных условиях, на каждый слой уходят сутки, - поясняет она.
Во всех магазинах, которые занимаются продажей товаров для художников, Ирину Третьякову хорошо знают: в кистях, красках и марках клея и мастик она разбирается не хуже любого профессионального реставратора.
Домашняя мастерская расположена у Третьяковой в… ванной.
- Иногда родные выговаривают мне, что дома меня "нет", поскольку я "все время в ванной", но в целом относятся к моему увлечению позитивно, - улыбается Ирина Третьякова.
Таланты и поклонники
Когда мебельщики по заказу костромички сделали ей для хранения компьютера и принтера бюро из МДФ, Ирина Третьякова решила, что гладкая доска "новодела" смотрится простовато на фоне доставшегося в наследство от бабушки старинного резного деревянного стола. При помощи клея, красок, контурной пасты и фантазии она превратила обычное рабочее место в изысканный письменный гарнитур с инкрустацией под цвет красного дерева. Недорогое бюро "заиграло" в интерьере, словно драгоценный музейный экспонат из коллекции королевы Марии-Антуанетты.
Процесс изготовления мебели так увлек Ирину, что когда пришло время делать ремонт в кухне, она попросила мебельщиков не красить фасады деревянного гарнитура.
- Я все красила сама. Состарила, сделала винтажные украшения. Изготовила баночки для специй, а фаянсового петушка затонировала составом по собственному рецепту - он стал словно чугунный, один в один! На покраску фасадов кухни ушло целых две недели. Больше, наверное, за такой адский труд я не возьмусь, но результатом я очень довольна, - признается костромичка.
Во время театральных гастролей в Гомеле Ирина Третьякова освоила непростую технику золочения своих поделок.
- Для декора рамок и шкатулок я использую поталь. Это имитация сусального золота, не имеющая в своем составе благородных металлов. Она продается в тончайших листах, как фольга. В итальянской упаковке - 10 листов, в китайской - 100. Но китайскую я не советую покупать: она совершенно не окисляется, эффекта состаривания с ней достичь невозможно, - уточняет костромичка.
По признанию мастерицы, ни одна золотая краска не дает такого эффекта, как поталь. Но чтобы усилия художника не пропали даром, поверхность сверкающих золотым блеском шкатулок необходимо обязательно защитить специальным покрытием - шеллаком.
- В Малом театре ложи покрыты золотой поталью. В Костроме пока не до потали: нам гораздо важнее заменить старый музыкальный пульт, который совсем на ладан дышит, и приобрести круг для сцены, без которого работать очень сложно. Я очень надеюсь, что в Год театра мы получим необходимое финансирование и сможем все это приобрести. Качественная творческая работа невозможна без нормального технического оснащения, - заключает Ирина Третьякова.
Тем временем
Акция "Театральный челлендж" стартует в Воронеже 27 марта и продлится до сентября. Виртуальную эстафету, участники которой будут на камеру читать фрагменты из любимых литературных произведений, запустила областная научная библиотека имени И. Никитина. Записать ролик может любой желающий - в одиночку или с кем-то из друзей, на фоне театра, выбрав стихотворение либо фрагмент прозы (монолог либо диалог). В случае с прозой важно, чтобы произведение когда-нибудь ставилось на сцене. Готовое видео нужно разместить в интернете (на "стене" группы "Никитинка приглашает" в сети "ВКонтакте" (https://vk.com/molodyzh) либо на своей страничке с хештегом #челленджНикитинка #театральныйчеллендж), отметив того, кому вы "бросаете перчатку" (challenge в переводе с английского означает "вызов". - Прим. "РГ"). Так следующий участник узнает о том, что ему предлагают присоединиться к акции. В описании видео следует указать название театра, который послужил для блогера "декорациями", произведение и его автора.