27.03.2019 00:20
Общество

Донской фермер восемь лет скитается по степи со своим стадом

Донской фермер восемь лет скитается по степи со своим стадом
Текст:  Ирина Варламова (Ростов-на-Дону)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №67 (7825)
Оставшись без крова, житель Ростовской области Александр Тимохин забрал с собой 23 коровы, 93 свиньи, кур, верную собаку Альфу и кота Тимофея и пошел куда глаза глядят. Летом жил в шалаше, на зимовку перебирался на постой к другим фермерам. Потом нашел приют у земляка, но вот беда: тот продал свой участок, а нынешние владельцы попросили Тимохина съехать.
/ Ирина Варламова
Читать на сайте RG.RU

Последние восемь лет 64-летнему Александру Васильевичу катастрофически не везет с определенным местом жительства. Была большая семья: он, жена, четыре дочери, сестра. Все жили в станице Ольгинской в родительском доме, гордо именовали его родовым гнездом и любовно обустраивали. А потом сестра оформила все имущество на себя и стала единоличной владычицей. Брата Александра с семьей выгнала, а старого отца, поселившегося рядом с домом в сарайчике, соседи потом отдали в приют.

- И правда говорят: пришла беда - отворяй ворота. Вроде все стало у меня налаживаться, Россельхозбанк выдал кредит 300 тысяч рублей, купил на них трактор, плуг, строительные материалы для базов. И земля тогда имелась - администрация района предоставляла пастбище семь гектаров. Но пока судился с сестрой, не оформил вовремя участок, и землю отдали другому арендатору. Так я стал бомжом, жена не выдержала, от меня ушла, - рассказывает Тимохин, но потом вдруг решает, что жаловаться мужику не пристало.

Минсельхоз предложил упростить фермерам доступ к рынкам

- Дочери у меня хорошие, помогают как могут, всех, слава богу, я на ноги поднял, все получили образование. Они живут в разных городах Ростовской области, в небольших квартирках, зовут к себе, но, с одной стороны, не хочу быть обузой, с другой стороны, мне нравится быть фермером и не хочу расставаться со своими буренками, - говорит Александр Васильевич и приглашает в свою каморку, где живет уже считай пять лет. Здесь нет отопления и водопровода, зато есть свет. Имеются кровать, стол, стулья. Зимой люди принесли старые тулупы, кой-какую посуду.

Рядом за стенкой мычат коровы - Чернушка и Полина, с которыми Тимохин прошел Крым и Рим. Сейчас у них шикарные условия: теплый сарай, сено, поилка, и куда ни глянь - степные просторы, где пасется остальное тимохинское стадо и его любимчик бычок Борюнчик.

О своих буренках Тимохин рассказывает с особой нежностью. Кто-кто, а они его никогда не подводят. Дают хорошее молоко, а как праздник какой - обязательно подарят нового теленка.

В Ольгинской Тимохина все знают, очень его жалеют и уважают: надо же, не только с горя не спился, а еще и хозяйство свое приумножил и ведет его с умом.

О первых годах скитаний по донской степи Александр Васильевич не любит вспоминать. Сначала Тимохина приютил фермер из соседнего поселка Махина. Особо не облагодетельствовал, но разрешил на ночь загонять буренок под навес. В Махине одинокий пастух продержался весну, лето и осень, а зимовать отправился дальше, в хутор Истомино.

- Оттуда еле ноги унес. Тамошние фермеры сначала предложили скооперироваться и вести хозяйство сообща, поначалу так и было, а потом мне сказали: оставляй нам своих животных и ступай с Богом. Ушел я оттуда, хотя и с потерями, пришлось одного быка отдать, - вспоминает Тимохин.

Фермерам юга России нужна государственная поддержка

С тех пор Тимохин предпочитает фермерствовать в одиночку. Одно время он обосновался рядом с частным аэродромом в Ольгинской, с летчиками договорился: он косит траву на взлетной полосе, а они разрешают ему выпас скотины. Жил в шалаше. Местные жители покупали у степного Робинзона молоко и творог. На пропитание хватало, еще и дочерям удавалось помогать.

Неприкаянного кочевника назначили сторожем на бывшей колхозной весовой. Появилась и крыша над головой, и сарай для коров, и большое пастбище.

- Как-то летом там загорелась трава, ветер сильный был, и пожар пошел по всему полю, коровы разбежались, а один бычок у меня там привязанный стоял. Рванул я к нему, а пока отвязывал, огонь обступил со всех сторон. Шли мы с быком сквозь пламя и обгорели сильно. Врачи сказали, надо ноги ампутировать, очень сильные ожоги. Но дочь с зятем отвезли меня в Ростов, в БСМП, там я два месяца пролежал, как в коконе. Врачи удивлялись, что раны мои начали заживать. А у меня сердце все изболелось за коров. Но спасибо, Сергей Иванович Будко, директор аксайского сельхозпредприятия, меня приютил и о стаде позаботился.

А недавно весовую вместе с хозпостройками и землей приобрели новые хозяева и дали Тимохину срок: к 1 апреля съехать со всем скарбом. В сельской администрации предложили отдать стадо в хорошие руки. На что Тимохин не растерялся, ответил: вы лучше дайте землю в хорошие руки.

- Мы предложили Александру Васильевичу такую схему: пока перебраться на ферму в станицу Старочеркасскую, это совсем рядом. Хозяин фермы, надежный человек, предоставит Тимохину и жилье, и сарай для его коров. Потом будем сообща подыскивать земельный участок сельхозназначения, - сообщила "РГ" заместитель главы администрации Ольгинского сельского поселения Юлия Реброва.

Соцсфера Ростовская область Юг России