Лауреат, у которого еще все впереди, ответил на вопросы "РГ".
Стало ли для вас неожиданным сообщение о том, что вы в числе лауреатов премии президента РФ для молодых деятелей культуры?
Сергей Чехов: Я знал, конечно, что меня выдвигают на премию. Но вот я отправил документы и практически перестал об этом думать, ну, потому что - а какой смысл? И в итоге это все-таки стало для меня вполне себе такой неожиданностью.
Какая работа для вас наиболее значима?
Сергей Чехов: Критерий, по которому я мог бы выделять, - это, скорее не результат, а то, каким был сам процесс. Про результат не могу объективно судить. Процесс, ставший для меня своеобразным творческим этапом, - это спектакль "Черная кошка, белый кот" (поставлен по мотивам одноименного фильма Эмира Кустурицы, две недели назад состоялась премьера в Калининградском областном драматическом театре. - Прим. "РГ"). "Река Потудань" - тоже своеобразный этап (спектакль номинирован в этом году на "Золотую маску". - Прим. "РГ"). При работе над постановкой случился любопытный выход в новую для меня область.
Какие темы вам интересны?
Сергей Чехов: Абсолютно разные. Интересна мифология, структура мифа, обрядовая основа театра. Ну, и, конечно, я постоянно нахожусь в зоне исследования самого себя. В этом, как мне кажется, и есть задача художника. Попробовать обозначить свое место в этом мире.
Ваши постановки идут во многих театрах страны, вы продолжаете за ними следить? Или отпускаете в свободное плавание?
Сергей Чехов: Это зависит от огромного количества аспектов, например, как сложились отношения с руководством театра, с труппой в целом, есть ли физическая возможность ездить и следить за судьбой постановки. Чем больше спектаклей, тем сложнее это делать. В идеале я бы хотел видеть постоянно, как меняется спектакль, иметь возможность растить что-то новое изнутри. Думаю, такая история сложится с Калининградским театром.
Какой из городов, в которых вам приходилось работать, по-настоящему театральный?
Сергей Чехов: Мне кажется, пора бы выйти за границы театральности. Тогда, возможно, и театр станет снова актуальным искусством - важным для молодых людей, которые сейчас считают его нафталином, не имеющим отношения к действительности, к технологическому прогрессу, в конце концов. Нужно выходить за рамки.