Не 804 "заморыша", как насчитал в феврале местный Рыбнадзор, а десятки, вполне возможно, сотни тысяч погибших и уже загнивающих особей - плотва, окунь, лещ, судак, щука, язь, уклея - выходят из-под ледовой кромки и плывут вниз по течению, устилая дно и берега реки. А эти дно и берега - ложе Вазузского водохранилища, которое входит в систему питьевого снабжения Москвы.
Фотография и видео, которые мы решили разместить на сайте "Российской газеты", сделаны на реке Гжать в районе деревни Плеханово одним из местных жителей. Его слова за кадром: "Двадцать девять лет тут живу, но такого не видел", - а главное то, что попало на камеру мобильного телефона, не могут оставить равнодушными и побуждают вернуться к обстоятельствам случившегося два месяца назад в родных краях Юрия Гагарина.
И напомнить, что именно с этого места - от деревни Плеханово, которая стоит на левом берегу Гжати и входит в Ашковское сельское поселение, официально, по документам, начинается Вазузское водохранилище. А за состояние воды в нем и соблюдение санитарно-защитных норм в охранной зоне несут прямую ответственность дирекция Вазузской гидротехнической системы (входит в АО "Мосводоканал") и ФГУП "Управление эксплуатации ВГТС", подведомственное Московско-Окскому бассейновому управлению Росводхоза.
Заместитель руководителя этого управления и, одновременно, начальник отдела водных ресурсов по Смоленской области Татьяна Митрофанова в ответ на звонок из "Российской газеты" в очередной раз развела руками:
- У нас нет своей лаборатории в районе, и в области нет. А те замеры и отборы проб, что делались на Гжати и Вазузском водохранилище дирекцией ВГТС, нам не показывают. Эта дирекция подчиняется "Мосводоканалу"…
Ответственных много - отвечать некому. Директор ВГТС Владимир Трабуров как депутат Гагаринской районной думы в присутствии своих коллег-руководителей и таких же депутатов задал вопрос главе района Роману Журавлеву и председателю думы Александру Иванову: "Кто и как будет поднимать рыбу из воды и собирать ее по берегам, когда сойдет половодье?" Ответа не последовало.