На этот вопрос в своем исследовании попыталась ответить дипломница Ишимского пединститута Ирина Кравченко. И ответ положительный.
- Мы исследовали востребованность замены печатным текстом письма от руки, - рассказала она "РГ". - Понятно, что от печатного текста сейчас никуда не уйти, но письмо от руки обязательно должно быть в жизни. Печатный текст - это просто источник информации, а красивое письмо выражает индивидуальные особенности каждого человека, развивает мелкую моторику и мышление. Начертания букв передают исторический опыт, знакомство со шрифтами различного времени позволяет приобщиться к истории своего народа.
Как отмечает исследователь, компьютерный текст быстрее набирается и читается, ошибки исправит встроенный редактор, но он стандартизован - лишен индивидуальности. Почерк же уникален и неповторим, как отпечатки пальцев.
- Когда человек пишет, он мыслит. Прежде всего, человек пишущий мысленно обращается к своду правил правописания, - утверждает московский методист Илона Шишкина. - И думает он не только о содержании, но и о внешнем выражении написанного. Когда мы выводим буквы, то рука - лишь инструмент. Пишем мы сердцем, наша душа живет, мы творим.
Маститый каллиграф и доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу считает, что из всех произвольных действий акт письма - наиболее сложный и трудоемкий. Правильное положение пальцев, запястья и руки не только тренирует мышцы рук и нервы, - каллиграфические упражнения, по его мнению, напоминают гимнастику цигун, которая "изменяет телосложение и двигает суставы". Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение.
Недаром многие крупные фирмы Японии в обеденный перерыв приглашают сенсеев-каллиграфов, которые занимаются с сотрудниками по полчаса в день: каллиграфия, по мнению работодателей, формирует качества, необходимые специалистам-инноваторам.
После защиты дипломного проекта Ирина Кравченко собирается работать учителем начальных классов и обязательно уделять внимание чистописанию.
- Успеха детям мешают достичь плохо развитая мелкая моторика, неверная поза и положение ручки и тетради: всему этому надо обучать, - говорит Ирина и вздыхает: - Каллиграфия - это очень тяжело. Мне она далась тяжело, потому что изначально меня не научили правильно держать ручку. Но я стараюсь...