Речь идет о дополнительной выплате нефтяным компаниям суммы в диапазоне 120 миллиардов - 190 миллиардов рублей. Столько в течение года федеральный бюджет должен будет доплатить производителям с учетом изменения формулы расчета топливных льгот. Эта сумма складывается из обратного акциза на нефтяное сырье, к которому применяют демпфирующий (сглаживающий) компонент.
Демпфер позволяет нефтяникам рассчитывать на компенсацию упущенной прибыли из бюджета при высоких экспортных ценах и, наоборот, заставляет их платить в бюджет при низких экспортных ценах. За точку отчета были взяты условные 56 тысяч рублей за тонну бензина и 50 тысяч рублей за тонну дизеля. С апреля планка снижена до 51 тысячи и 46 тысяч соответственно. Снижение планки и будет стоить в среднем 150 миллиардов рублей бюджету.
По настоянию Минфина, который требует полной компенсации выпадающих доходов бюджета, обсуждалось несколько вариантов латания потенциальной дыры. Сам Дмитрий Козак говорил о вероятном повышении ставки акциза на газойль - дешевое топливо, которое часто заливают в старые грузовики. Также шла речь о возможном повышении ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но против этого выступило минэнерго. В СМИ фигурировал и вариант выплат нефтяникам из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), но даже если бы это было возможно, то это бы как минимум потребовало правки Бюджетного кодекса (нельзя использовать средства ФНБ до достижения объема резервов семи процентов ВВП).
Компенсации нефтяникам обсуждаются даже несмотря на то, что по итогам прошлого года они поставили рекорд по прибыльности. "Только пять крупнейших компаний заработали 2,7 триллиона рублей чистой прибыли, а в целом по отрасли этот показатель составил более трех триллионов рублей. Это сопоставимо со всеми поступлениями по налогу на доходы физлиц (НДФЛ) в России пару лет назад", - привел оценку в интервью "Интерфаксу" директор департамента налоговой и таможенной политики минфина Алексей Сазанов. Теоретически если компенсировать компаниям корректировку демпфера, то их чистая прибыль вырастет уже до 3,2 миллиарда рублей. "Это достаточно странно, на наш взгляд", - заключил Сазанов.
В то же время Сазанов заверил, что принятые принципиальные решения по корректировке демпфера полностью защищают потребителя от скачков цен. Более того, по оценкам минфина, изменения в расчетах даже должны привести к снижению цен на летний дизель "хотя бы на полтора-два рубля". Глава налогового департамента пообещал лично проверить динамику цен на бензоколонках.