03.04.2019 19:30
Экономика

Бизнес высказал замечания к переводу платежей в Налоговый кодекс

Текст:  Роман Маркелов

Минфин в среду договорился с представителями бизнес-ассоциаций об условиях внесения нескольких неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК). Речь идет об экологическом налоге, утилизационном сборе, сборе с пользователей автодорог (по системе "Платон"), налоге с операторов связи и гостиничном (курортном) сборе, законопроект об их включении в НК Минфин опубликовал в понедельник.

Читать на сайте RG.RU

Так, на заседании рабочей группы по неналоговым платежам 3 апреля с участием бизнес-ассоциаций, представителей Минэкономразвития, Госдумы, Совета Федерации и Счетной палаты было решено, что изменения вступят в силу не раньше 2021 года, а для бизнеса будет предусмотрен 10-летний мораторий на уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в отношении указанных пяти платежей.

Однако у предпринимателей по-прежнему остаются замечания к предлагаемой конструкции изменений. О них рассказал "Российской газете" президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин:

Минфин хочет включить в Налоговый кодекс пять квазиналоговых платежей

- В планируемом экологическом налоге (заменяет платежи за негативное воздействие на окружающую среду) сохраняются риски двойной уплаты платежей за причиненный вред окружающей среде, поскольку уплата экологического налога не освобождает от обязанностей по возмещению вреда в соответствии с законодательством о защите окружающей среды. Нагрузка на бизнес как административная, так и фискальная возрастет. Не предложено решение с компенсационной составляющей всех экологических платежей, поскольку их трансформация в налоги приведет к тому, что все поступления будут аккумулироваться в общую "копилку", а затем перераспределяться. Это надо отрегулировать.

Предложенный подход не отвечает целям взимания экологических платежей - нанесенный вред окружающей среде будет возмещаться "вообще", а надо конкретно. У нас есть замечания по включению в кодекс и других платежей. Так, в положении о сборе с 12-тонников нечетко прописаны функции оператора, который фактически должен исчислять и взимать сумму сбора с плательщиков. Что касается налога на операторов сети связи общего пользования, то в пояснительной записке не приводится серьезного экономического обоснования необходимости его введения. Ранее говорилось, что на платежи предполагалось расширить географию точек связи (стационарные телефоны и интернет в отдаленных частях страны). Представляется, что это уже утратило свою актуальность. Это только некоторые замечания предпринимательских кругов, которые следует учесть. А вот в отношении ответственности по новым налогам у меня сложилось впечатление, что наши доводы были уже восприняты.

В законопроекте содержатся положения, согласно которым размер штрафа за неуплату или неполную уплату экологического налога и утилизационного сбора до 2029 года будет составлять 10 процентов от неуплаченной суммы (вместо действующих сегодня 20). Но бизнесу нужно приспособиться к работе в новых условиях, поэтому, по нашему убеждению, необходимо гарантировать ему хотя бы пять лет вообще без штрафов. Мы выступаем также за закрепление в НК ряда важных гарантий для плательщиков. В частности, нужны нормы о недопустимости применения в отношении налогоплательщиков новых налогов и сборов отдельных обеспечительных мер: блокировки счетов, ареста имущества. Ввести ограничения на безакцептное списание недоимок, установив, что это возможно только если в течение трех месяцев после вступления решения налогового органа в силу налогоплательщик не обратился в суд с обжалованием решения.

Минфин переведет ряд сборов в налоги не раньше 2021 года

Два слова об уголовной ответственности по новым налогам. Предлагается вывести новые налоги и сборы из-под действия УК РФ (уклонение от уплаты налогов) - установить мораторий на первые десять лет. Поддерживаем, но настаиваем на боле детальной проработке формулировок, чтобы избежать разночтений. Но все вышесказанное - это только часть проблемы, которую предстоит решить. Есть вторая часть, тесно с нею связанная. Это судьба тех нынешних неналоговых платежей, которые не имеют признаков налогов и не попадают в НК. Их несколько групп - это плата за оказание государственных и муниципальных услуг, платежи по тарифам и так далее. Есть вероятность, что в будущем их перечень будет расширяться и гарантий, что их количество не будет расти, нет. Естественно, решение по первой и второй части надо принимать одновременно, чтобы закрыть, наконец, тему неналоговых платежей, которая давно беспокоит предпринимательское сообщество и обходится ему с каждым годов дороже (уже более триллиона рублей в год).

Налоги Минфин Торгово-промышленная палата России