Сроки завершения этой работы Мантуров назвал на встрече с одним из руководителей Организации по запрещению химического оружия Ариасом Гонсалесом. "Мы смогли на три года раньше запланированного срока завершить уничтожение всех запасов химического оружия - это порядка 40 тысяч тонн отравляющих веществ", - подчеркнул министр.
Мантуров сообщил, что после получения заключений о безопасном состоянии объектов они будут перепрофилированы на производство в интересах народного хозяйства. Так уже произошло с химобъектом "Почеп" в Брянской области. В марте его передали Московскому эндокринному заводу. После переоборудования там станут производить лекарства.
На базе пяти других объектов будут запущены комплексы по обработке и обезвреживанию отходов, еще один послужит площадкой для производства целлюлозы.
Стоит отметить особенность передачи объектов, на которых уничтожалось химическое оружие. На них в течение нескольких лет ликвидировались запасы боевых отравляющих веществ, в том числе самых опасных - типа Vx. Процесс шел с соблюдением строжайших мер безопасности, ни одного несчастного случая, связанного с отравлением боевой химией, отмечено не было. И тем не менее, как считают эксперты, просто так взять и передать завод по уничтожению химоружия для организации гражданского производства нельзя. Дело в том, что нет гарантии того, что какие-то частицы боевых отравляющих веществ, пусть и на молекулярном уровне, не впитались, к примеру, в стены помещений, где шел процесс уничтожения. Необходимо провести полную очистку помещений, исключив даже гипотетическую возможность сохранения в них малейших остатков зарина, замана, тем более Vx. Да и после этого передавать бывшие объекты по уничтожению химоружия надо не просто эффективным собственникам, а с обязательным учетом их профессиональной состоятельности. Что, кстати, и планируется.