"Мастерская" - фильм-эксперимент. Конечно, любое настоящее произведение киноискусства - своего рода эксперимент, езда в незнаемое. Но есть фильмы, где режиссер ставит себе задачу, казалось бы, чисто формальную, а на самом деле весьма содержательную. Так, например, Алексей Федорченко в своей 15-минутной драме "Дышать!" себе поставил задачу обойтись без слов, вернув экранам полузабытую выразительность времен Великого немого, а потом снял накаленную военную драму в заброшенном камине - "Война Анны". Кто-то из великих в шутку заявил, что настоящий актер может сыграть и телефонную книгу - идею почти буквально воплотил американец Джоэль Шумахер, в 2002 году снявший напряженнейший триллер, не выпуская героя из телефонной будки. Александр Сокуров задумал и осуществил полнометражный проект, где объединил разные эпохи, пролетевшие в стенах петербургского Эрмитажа, не только интерьерами знаменитого музея, но и уникальным методом съемки одним кадром. Теперь фестиваль "Дубль дв@" предлагает фильм, который одним кадром снял режиссер Владимир Алеников, известный такими картинами, как дилогия о Петрове и Васечкине, "Биндюжник и Король", "Феофания, рисующая смерть", "Война Принцессы", "Странники терпенья".
Картина снята в стенах Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова, во всех ролях - студенты Академии, и для них эта работа - фактически учебное задание, тоже эксперимент, ставящий перед ними сложнейшие задачи не сыграть, а прожить на экране полтора часа, ни секунды не сфальшивив: одна неверная интонация может убить весь проект.
Потому что съемка одним кадром означает, что один раз включив камеру, оператор уже не выключает ее до самого конца действия. И актеры осуществляют на съемочной площадке написанный сценарий так, словно импровизируют настоящую жизнь своих персонажей - непрерывно, не имея возможности повторить дубль, переснять неловко сказанную фразу или неточно сыгранный эпизод. И уж совсем виртуозные задачи стоят перед оператором Вячеславом Ложковым: камера должна в своем движении проделывать очень прихотливые траектории, оказываясь каждый миг в нужном месте, беря в кадр нужных персонажей и ловя именно те действия и фразы, которые толкают действие вперед. Он не может ошибаться, потому что в фильме, говоря профессиональным языком, монтаж не обычный (когда действие режется на фрагменты, которые потом монтируются - склеиваются - в нужном режиссеру порядке), а внутрикадровый. Все перемены крупного и общего планов, все входящие в кадр и выходящие из него персонажи, все, что делает фильм фильмом, - снимается в едином непрерывном потоке.
Зачем все это нужно - ставить перед собой неразрешимые проблемы, чтобы потом их героически осуществлять? Вы сейчас это увидите: совсем иные будут зрительские ощущения. Эффект такой, будто вы наблюдаете саму жизнь персонажей: она на ваших глазах развивается спонтанно и непредсказуемо, а невидимая камера ее просто подсматривает. И действие фильма происходит здесь и сейчас. Понятно, что оно замкнуто внутри одного помещения - ну так ведь и в телефонной будке, как мы уже вспоминали, может случиться кровавая драма, и будет захватывающее кино.
В "Мастерской" все обойдется без крови, хотя и конфликты, и драки неизбежны. А напряженность будет, и смотреть интересно. Актеры фильма здесь играют как бы самих себя: в некоем помещении собрались былые однокурсники актерского факультета той самой Академии - собрались через пять лет после выпуска на "традиционный сбор". Им любопытно узнать, как сложились за это время судьбы каждого, как развивались отношения, начало которых они когда-то с любопытством наблюдали, кто преуспел в своей профессии, кто в ней уже разочаровался, а кому она вообще оказалась не по зубам. И как они понимают свою миссию на земле. Час с небольшим незнакомой нам жизни, в которую мы войдем, как свой среди чужих. Давайте попробуем - а потом поделимся впечатлениями.