Текущий формат соглашения начал действовать поздней весной прошлого года, но сначала он был больше похож на джентльменское соглашение: правительство согласилось тогда снизить ставки акцизов на бензин и дизель, а нефтяники взамен согласились заморозить стоимость топлива на сетевых АЗС.
К осени ситуация несколько дестабилизировалась, возникли риски очередного роста цен на топливо из-за высоких цен на нефть на мировом рынке, после чего было задокументировано соглашение между правительством и нефтяниками о заморозке мелкооптовых цен, повышении отгрузок топлива на внутренний рынок во избежание дефицита предложения и заморозка розничных цен. В таком формате соглашение действовало до 31 марта этого года, оно предполагало также рост розничных цен максимум на 1,7 процента в январе из-за повышения ставки НДС.
К концу марта правительство решило, что соглашение надо продлить до июля, так как планируется введение квазилицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов на территории Евразийского экономического союза (сам экспорт ограничен не будет, но у нефтяников появятся перманентные обязательства по поставкам на внутренний рынок). На период переговоров в рамках ЕАЭС соглашение по стабилизации цен должно стать страховкой для потребителя. Кроме того, несколько меняется формула расчета демпфера - механизма, позволяющего нефтяникам рассчитывать на топливные льготы при выполнении ряда условий.
По оценкам Минфина, корректировка демпфера и продление соглашения - это стопроцентный повод для потребителя не беспокоиться о росте розничных цен.