Пять лет назад он вместе с композитором Джоби Тэлботом превратил в трехактный балет "Зимнюю сказку", и, хотя сюжеты Шекспира становятся либретто с переменным успехом, спектакль вышел удачным. Настолько, что Большой театр захотел его себе.
С точки зрения репертуарной политики все прозрачно: на слуху успех шекспировского "Укрощения строптивой", а большая труппа Большого всегда нуждается в многонаселенных новинках.
Московская "Зимняя сказка" выглядит больше сказкой, оторванной от реалий и очень балетной. Однако в сравнении с Ковент Гарденом в Большом театре получился совсем другой спектакль.
Как и в Лондоне, сказка в первом акте вполне зловещая. Король Сицилии Леон насмерть ссорится с другом детства королем Богемии, приревновав жену, отчего случается много бед и позднее раскаяние с хеппи-эндом. Изобретательное па-де-труа бывших друзей и глубоко беременной королевы Гермионы (Ольга Смирнова с громадным бутафорским животом) доводит зал до шока, настолько все психологически точно поставлено и убедительно станцовано. Отравленный ревностью неврастеник Леон (Денис Савин) пробирает до дрожи.
Артисты иногда небезупречны в зарифмованных Уилдоном поддержках и по большетеатровской привычке драматизируют чуть больше нужного, но второе хорошо отвлекает от первого.
Сцена со спасающей младенца придворной дамой королевы (Кристина Кретова) добавляет накала мелодрамы, и хотя медведь на заднике как олицетворение злобной стихии вызывает улыбку, условности все равно срабатывают - особенно когда брошенный в корзине младенец отчаянно бьет ножками.
По законам жанра дитя находят рыбаки, из него вырастает наследная принцесса Сицилии и встречается с сыном того самого богемского короля, друга-врага отца. До неизбежного хеппи- энда с любовью юной пары и раскаянием деспота-папы зрителя ждет непрерывный светлый поток массового танца под раскидистым древом желания (стильная сценография Боба Краули, дивный свет Наташи Кац, развеселившийся кордебалет Большого): жители волшебной страны с венками на головах танцуют эсперанто всех балетных пейзан под пряную смесь индийских мелодий, скачущих синкопами балканских ритмов и всех примиряющего аккордеона - партитура Джоби Тэлбота просто завораживает.
Жаль, что премьерно-нервозную общую радость прервала настоящая беда: блистательный принц Флоризель (Владислав Лантратов) травмировался буквально на пятой минуте танца. Акт пришлось прервать и повторить сначала с принцем третьего состава молодым бразильцем Дэвидом Мотте Соаресом. Дебютант оказался попаданием в типаж, очень старался, совладал со стрессом и был действительно прекрасен в ориентальных па, не давшихся кордебалету Большого. Что в итоге добавило спектаклю заложенной постановщиком и не хватавшей ему в Москве экзотики.
Комментируя спектакль, Кристофер Уилдон говорил об отразившихся в нем отношениях с собственным отцом. Эта частная история вдохнула жизни в сюжет.
Но в Лондоне за ней виделся еще и богатый фон имперской Великобритании, присвоившей и освоившей до быта экзотику всего мира.Московская "Зимняя сказка" выглядит больше сказкой, оторванной от реалий и очень балетной. Но в ней рождается такое обаяние, что Большой можно поздравить с чистым сердцем.
Справка "РГ"
Мировая премьера балета состоялась в Королевской опере Ковент Гарден 10 апреля 2014 года.
Над спектаклем в Большом театре работали хореограф-постановщик Кристофер Уилдон, дирижер-постановщик Антон Гришанин, сценограф и художник по костюмам Боб Краули, художник по свету Наташа Кац, художник по видеоконтенту Дэниэл Броуди, создатель спецэффектов (на шелке) Бэзил Твист и другие.
Премьера состоялась при поддержке главы ВТБ А.Л. Костина.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"