08.04.2019 20:33
Общество

Чему учат победители конкурса "Педагогический дебют"

Чему учат победители конкурса "Педагогический дебют"
Текст:  Мария Голубкова Никита Зайков Валентина Зотикова Роман Кияшко Анна Юркова
Российская газета - Федеральный выпуск: №77 (7835)
В Госдуме наградили лучших молодых учителей - победителей Всероссийского конкурса "Педагогический дебют". Им еще нет и 30 лет, но они не просто "профи". На уроки к ним рвутся дети, и это самое главное.
Читать на сайте RG.RU
Победители Всероссийского конкурса "Педагогический дебют"

...Учитель истории и обществознания из новосибирской гимназии N 11 Степан Барчан в профессию пришел осознанно, продолжая семейную династию: уже три поколения из его семьи работают в школе. Сам Степан ведет уроки в пятых и восьмых классах. И одновременно учится в магистратуре.

Почему еда для малоимущих школьников отличается от обычной

- Важнейшая составляющая работы - развитие у детей эмоционального интеллекта и мотивации к учебе, - уверен Степан. - И здесь очень важен элемент игры. Само понятие индивидуальности и характерных черт личности дети схватывают моментально - на примере супергероев из комиксов, персонажей русских сказок, советских мультфильмов. Все они гармонично интегрированы в учебный процесс, так же как и использование современных гаджетов.

Еще один лауреат конкурса из Новосибирска - учитель технологии гимназии N 2 Андрей Червоненко. Преподают этот предмет по пяти направлениям: электромонтажные работы, электроника, робототехника, кулинарное дело, инженерный дизайн.

Если ребенок хорошо рисует, декламирует, танцует - все можно вплести в нить урока

- В работе использую разные подходы, но основные - метод имитационного моделирования и проектный, - говорит молодой учитель. - Первый направлен на создание профессиональных условий, приближенных к реальным. Второй - работа над мини-проектами. Например, на одном из занятий ребятам была озвучена проблема: освещение пятиэтажных домов, которые составляют основу жилфонда Новосибирска. Очень часто свет на лестничных клетках горит и днем, и ночью. И школьники решили! Оптимальным оказалось использование датчиков движения, но в совокупности с логическим реле.

А вот самым интересным заданием на конкурсе, по словам учителя-словесника Радимхан Салтукиевой из школы N 7 в Грозном, был открытый урок. Она проводила занятие по литературе в пятом классе по рассказу "Васюткино озеро" Виктора Астафьева. Педагогический принцип Радимхан: если ребенок хорошо рисует, декламирует, танцует - все можно вплести в нить урока по литературе. Вот и по рассказу Астафьева ребята работали в группах: рассказывали, как связаны животные, природа и люди...

Учительница начальных классов Евгения Долгорук преподает в 4 "И" классе краснодарской школы N 71. Кстати, это учреждение уже несколько сезонов славится рекордными для кубанской столицы наборами первых классов: так, в прошлом году укомплектовали сразу двадцать первых классов от "А" до "Ф".

- В свое время я прошла обучение в университете коучинга, и некоторые технологии адаптирую в своей практике. Очень часто можно услышать: мол, современные дети не те, учиться не хотят. А я стараюсь смотреть с другой стороны: если у них сегодня другие интересы, то лучше сделать их максимально полезными.

23-летняя Анастасия Шиндина из Оренбурга тоже победила в номинации "Молодые учителя". Преподавать русский язык и литературу в лицей N 5 девушка пришла сразу после окончания университета. Ее победа для лицеистов стала настоящим праздником.

Еще одним лауреатом конкурса "Педагогический дебют" из Оренбуржья стал самый молодой директор школы в стране - Антон Ляпин. Ему всего 26. Малокомплектную школу поселка Восточный Светлинского района, которую восемь лет назад окончил он сам, педагог возглавляет уже второй год. Молодого директора здесь с уважением называют по имени-отчеству не только ученики, но и старые педагоги, которые помнят его еще ребенком.

Елена Шмелева: Нужно дать ребенку возможность развить его способности

- Конечно, работать с современными детьми непросто, они хорошо знают свои права, но порой забывают об обязанностях, - делится Антон. - То, что я ненамного старше их - преимущество, а не недостаток. Я прекрасно понимаю старшеклассников, и мне удается найти нужные слова, чтобы переубедить их, вовремя пошутить, чтобы сгладить ситуацию.

Полгода назад свободного времени у Антона Ляпина стало еще меньше: его выбрали депутатом районного совета. Главной проблемой школы молодой директор считает сокращение числа учеников. Сегодня здесь занимаются всего 70 ребятишек. Еще недавно, в годы его учебы, школьников было вдвое больше.

Не только уроки физики, но и такой предмет, как "индивидуальный проект," ведет учитель гимназии N 271 Санкт-Петербурга Владимир Симановский.

- Учитель давно уже перестал быть единственным и основным источником информации. И основная наша задача - создать у учеников устойчивую мотивацию к получению знаний, научить их самостоятельно получать и анализировать информацию, - говорит Владимир. - В нашей гимназии реализуется концепция согласованного обучения, автором которой является мой научный руководитель Василий Алексеевич Комаров. Она позволяет развивать в единой системе представление о методах научного познания. Хотя это не означает, что все наши ученики станут заниматься наукой. Скорее, мы стараемся формировать всесторонне развитую личность, которая с помощью полученных знаний сможет стать успешной в любых областях.

Образование